TajInfo: Апрельские события в Армении, их быстрая, бескровная «бархатная революция» не может оставить равнодушными всех здравомыслящих людей, желающих перемен и мечтающих жить в демократических государствах всего постсоветского пространства, и, в особенности, Таджикистана.
Единство людей на улицах городов Армении, четкие и слаженные действия оппозиции, мирный настрой и желание изменить что-то к лучшему в своей стране позволило армянскому народу получить новый шанс на светлое будущее 23 апреля 2018 года. Видео и фотографии с улиц Еревана завораживают. Ни одной разбитой витрины, ни одного сожженного автомобиля ни одного пострадавшего, а в итоге было достигнуто то, за что в других странах, к сожалению, гибнет много людей.
Когда 23 апреля Серж Саргсян объявил о своей отставке, митингующие на улицах в одночасье превратились в празднующих, ликующих, искренне радующихся и танцующих граждан. Как оказалось, можно без крови, стрельбы, погромов, страданий и горя изменить ситуацию в стране, можно заставить власть имущих оставить высокие посты под натиском мирного недовольства народа. Может же просто объявить об отставке и сложить с себя полномочия премьер-министр, президент, правитель, царь…
И хотя события в Ереване пока еще не получили своего логического конца, армянский народ смог сделать самое главное, он доказал, что на одном человеке свет клином не сошелся, что люди способны объединяться и добиваться от узурпировавших власть «лидеров» уйти в отставку.
Редакция портала, решила побеседовать с политическими лидерами таджикской оппозиции и экспертами, узнать у них, возможен ли в Таджикистане армянский сценарий бескровной смены власти. Возможно ли в нашей стране применить армянскую тактику принуждения исполнения Конституции и уважения мнения народа?
Мухиддин Кабири, лидер Исламской Партии Возрождения Таджикистана.
Ненасильственную революцию придумали не в Армении, но там безукоризненно реализовали то, что было использовано другими народами до них для приобретения независимости от других государств или от узурпации собственной власти. В этом состоит заслуга армян, и это говорит о зрелости данной нации.
История революций в последние 200 лет показывает, что большинство из них были ненасильственными. Хотя история знает немало насильственных революций, как большевистская, например. Армянская революция имела четкую, выполнимую и вполне легитимную задачу: не позволять Саркисяну находится у власти более двух сроков, используя различные правовые и политические ухищрения.
Теперь, вторая задача армянской революции, построить новую систему власти таким образом, чтобы никто, никогда не имел возможности и даже соблазна изменять Конституцию под себя или под свою семью.
Можно ли использовать этот опыт в Таджикистане? Бесспорно, можно. Главное, чтобы наша элита, как армянская, считала оскорбительным для себя и для нации то, что делает нынешняя власть со страной. И была готова сказать своё твёрдое ‘’НЕТ’’ диктатуре, узурпации власти и семейно-клановому правлению. Любая бархатная революция — это заслуга смелой интеллигенции и разумной власти. В Армении, в эти дни, сочетаются эти оба фактора.
Алим Шерзамонов, соучредитель Форума Свободомыслящих Таджикистана.
Думаю, в Армении не было никакой тактики. Там было открытое лицемерие власти. Видимо власть, зная, что среднеазиатский вариант с продлением полномочий президента не пройдет, пошла более изощренным путем, сделав республику парламентской. Это противоположно тому, что сделал Эрдоган, но у Эрдогана был объединяющий фактор основной этнической группы турков, так называемая курдская «угроза» и еще геополитические амбиции тюркской нации. В такие моменты у нации появляются и свои «фюреры». В Армении нация была едина или проще говоря нация была, и она не стала стрелять друг в друга, чего к большому сожалению нельзя сказать о таджиках. Кроме того, существующая власть сама по себе на дает нам возможность быть нацией, поэтому армянский сценарий вряд ли у нас повторится.
Рахматилло Зойиров, лидер Социал — демократической партии Таджикистана.
Любую тактику применить полностью невозможно. Отчасти, всегда. У армянской и таджикской оппозиции есть много схожих моментов. Однако многое зависит от ряда обстоятельств, прежде всего, местного, причем, субъективного и психологического характера.
В Армении выиграна, образно говоря, только одна, начальная битва в войне. Это еще не победа. Впереди много таких битв, которые выиграть будет также трудно. От них зависит общая победа. В ином случае, все вернется на круги своя. Желаю армянской оппозиции быть трезвой и единой, и довести до окончательной победы. Естественно, что в условиях мирной, так называемой бархатной революции, односторонней победы не бывает, т.е. в любом случае, победа будет компромиссной.
Шарофиддин Гадоев, координатор народного движения «Реформы и развитие в Таджикистане»
Таджикская оппозиция должна определить программу, которая будет в себя включать экономические, внутренние, социальные и внешнеполитические задачи. После чего эту программу необходимо будет донести до людей. Общество Таджикистана сейчас находится в сонном состоянии, мышление людей внутри страны поражено раболепием и чинопочитанием, они не активны и основной их принцип: «моя хата с краю». Задача оппозиции объяснить людям, донести до них как свою программу, так и необходимость перемен, смену диктаторского режима на демократическое, народное правительство. Для этого народ должен объединиться, сплотиться вокруг новых идей и новой программы. Люди должны быть готовым выйти на улицы. Это основанная задача оппозиции.
Если бы у оппозиции была бы возможность открыто и свободно, как это положено в нормальном, демократическом обществе, обратиться к народу, донести им содержание и суть новой, альтернативной программы то тогда, сценарий мирного протеста Армении возможно было бы применить и в Таджикистане.
Но мы не должны забывать, что Эмомали Рахмон уже заявлял: «Мы пришли с кровью, мы и уйдем с кровью». Режим Рахмона сильно отличается от режима Сержа Саргсяна. Бывший премьер министр Армении не решился проливать кровь, в отличии от режима в Душанбе. События октября 2014 года показали на что способен пойти Эмомали Рахмон в борьбе с протестами на улицах. Он готов был применить не только дубинки и щиты, но и открыть огонь на поражение. Тогда на улицах заранее появились люди с оружием, вокруг столицы на блокпостах выставили военную технику, а все силовые структуры, включая армию, приведены в боевое положение. Более того, Эмомали Рахмон был готов задействовать иностранные вооруженные отряды, для подавления волнений. Нам достоверно известно, что в те дни в Душанбе прибыли несколько сотен китайских спецназовцев.
Этот режим во главе с Эмомали Рахмоном натворил уже столько преступлений, что они просто уже не смогут отдать власть мирно, как это произошло в Армении. Кроме того, нынешняя власть очень умело пользуется одной очень негативной чертой нашего народа — местничеством. Они распределяют часть благ среди определенного круга людей из регионов для того, чтобы эти люди не давали остальным из своих регионов как-то объединяться и выступать единым фронтом простив режима. Исходя из всего вышесказанного можно сделать один вывод, сегодня в Таджикистане армянский сценарий мирной смены власти невозможен, это не позволит сделать сам режим.
Источник: Интернет портал TajInfo.Org