Иқтисод

Семейный банк. Кому принадлежат таджикские банки?

Что принадлежит президентскому клану? Легче посчитать, что не принадлежит, чем наоборот.

В данном материале мы хотим рассказать о банковском секторе. Все банки (мы не шутим и не утрируем) принадлежат зятьям и родственникам главы государства Эмомали Рахмону.

Теперь все по порядку…

Сохибкорбанк

Эксперты по религиозной отрасли поднимают вопрос о том, что по стране до сих пор не образован банк, основывающийся на исламских принципах. Возмущение имеет место быть – в исламском виде финансирования у банковского сектора меньше рисков и больше прозрачности, чем у традиционных кредитных организаций.

Когда-то намерение об образовании исламского банка выражала дочерняя компания Точиксодиротбанка – Бонки Рушди Точикистон, но идея провалилась из-за финансового кризиса. В 2012 году Тоджиддин Пиров выкупил банк у Тахмины Рахмоновой за 16 миллиона долларов.

Но идею активно подхватил Сахибкорбанк  — Акционерный коммерческий банк поддержки предпринимательства. Исламская корпорация по развитию частного сектора (ICD), которая входит в Группу Исламского банка развития обещает, что Сохибкорбанк в этом же году заработает по исламским принципам.

Почему финансовый институт поддержал именно Сохибкорбанк, вызывает вопрос у каждого жителя Таджикистана. Кто же фактический руководитель банка? Посмотрим историю:

Сохибкорбанк образован в 1999 году, с головным офисом в Худжанде. В 2009 году банк столкнулся с проблемой ликвидности, а в 2010 году Нацбанк ввел временную администрацию, которая якобы улучшила состояние банка.

В 2011 году банк начал работу с новым руководством и акционерами, «которые вывели его из экономического кризиса и в течение 2 лет получили почти 4 миллиона сомони чистой прибыли».

В 2012 году Головной Банк ОАО «Сохибкорбанк» был переведен из Худжанда в Душанбе.

Мухиддин Хасанзода

Генеральным директором банка является Шерали Зардов, который имеет опыт работы в банковской отрасли. Но его первым заместителем является Мухиддин Хасанзода, племянник супруги президента Таджикистана, сын Хасана Асадуллозода.

На эту должность его назначили 15 марта 2017 года. Если для поступления на работу в финансовый сектор нужен большой опыт работы, то для мега-мозга Мухиддина Хасанзода всё нипочём. Профессиональную карьеру в банковском секторе Хасанзода начал в 2014, сразу с позиции начальника отдела инвестиционных проектов Департамента кредитов «Амонатбанка». А с января 2016 по март 2017 гг. работал в должности заместителя Председателя Правления ОАО  «Сохибкорбанк».

При этом, насколько он является финансистом, большой вопрос. Хасанзода окончил Английский Колледж Квин Эселбургас, Университет RUSKIN по специальности «Маркетинг» и РТСУ по специальности «Юрист».

Все другие сотрудники Сохибкорбанка также перешли с Ориёнбанка и Талко.

Зампред Шокирджон Анваров деловую карьеру начал в 2007 году на Алюминиевом заводе «Талко» в должности заместителя Управляющего по производству.  Впоследствии был приглашен в ОАО «Ориёнбанк», где прошел путь от оператора отдела денежных переводов Операционного Управления до начальника Расчётного Центра ОАО «Ориёнбанк».

Весь наблюдательный совет также состоит из сотрудников разных структур Хасана Асадуллозода – Исмоили Сомони — 21 век, представительства компании «ГМД Индастриз Лтд», Ориёнбанка и прочего.

Капитал Сохибкорбанка достигает 81 млн сомони. Сайт Нацбанка информацию о Сохибкорбанке не публикует.

Орёнбанк

Ориёнбанк возглавляет отец Мухиддина Хасанзода – Хасан Асадуллозода, шурин президента. Капитал 450 млн сомони. Акционерами Ориёнбанка являются Firuz-LTD (8,3%), Orion-Toj (6.7%), Gurgin Technology (5,9%), Talco Management Limited (5,2%), Lochvar (5%).

Хасан Асадуллозода

Хотя Хасан Асадуллозода при удобном случае отказывается от наличия отношений с Талко, но как показывает наше исследование, Талко является акционером Ориёнбанка.  И, естественно, все акционерные компании принадлежат самому Асадуллозода.

К слову, 2003 году банк конфискован Хасаном Асадуллозода у Самихона Курбонова. До этого банк назывался Таджикпромстройбанк

Сейчас банк имеет свой филиал в Лондоне, 2nd Floor,Queens House 180, Tottenham Court Road, London, Uk, W1T 7PD. Руководителем банка является Бахтиёр Орипов.

Эта уникальная схем для отмывания денег. Ориенбанк, похоже, с самого начала его существования был необходим Асадуллозода для отмывания денег и контроля над другими его бизнесами: хлопок, строительство, Талко и прочее.

Спитаменбанк

Джамолиддин Нуралиев

Сайт Национального банка показывает, что акционером Спитаменбанк является страховая компания Спитамен-Сугурта. При этом, у «Спитамен-Сугурта» два акционера: это Джумаев Нусратулло, которому принадлежит 64,84% и Сайфуллоев Фирузбек, владелец 35,16% акций.

Вцелом негласно Спитамен-банк принадлежит зампредседателю Нацбанка Джамолиддину Нуралиеву, мужу Озоды Рахмон. На 1 января капитал банка составляет 87, 2 млн. сомони ($10 млн).  В 2015 году, капитал банка составлял 62,5 млн сомони ($7,1 млн).

Этот банк также необходим Нуралиеву для отмывания денег компании Innovative Road Solutions, которая под предлогом обслуживание дорог расположила свои толлинговые плазы по дороге Душанбе-Худжанд.

Эти же деньги, также через Спитаменбанк, идут на Виргинские острова.

Международный банк Таджикистана

Национальный банк Таджикистана также указывает информацию касательно «Международного банка Таджикистана». Сумма капитала Международного банка составляет 100 млн сомони  ($11,3 млн).

Акционерами Международного банка являются ЗАО «Таджик кейтеринг сервис», которому принадлежит 58,5%, и частные лица — Холов Шерали (23,1%) и Мирзоалиев Б. (18,5%).

Ашраф Гулов

Однако, на самом сайте Международного Банка Таджикистана указывается, что банк образован на базе МДО «Стандарт Финансы». Согласно базе данных Налогового Комитета МДО, «Стандарт Финансы» учредил страховую компанию «Стандрт-Бима» и Лизинговую компанию «Стандарт Иджора». Владельцем этих двух компаний является Гулов Джамшед.

Гулов Джамшед является братом зятя президента Ашрафа Гулова. Отец Гуловых — Шерали Гул до 2013 года занимал должность министра энергетики. Его называют основным виновником энергетического кризиса республики.

Сам Дажмшед Гулов в настоящее время работает зампредседателя Газпромнефть – Таджикистан. За их же деньги Гулов «отучился» в Московском энергетическом институте Москвы.

Коммерцбанк Таджикистана

Шамсулло Сохибов

100% владельцем Коммерцбанк Таджикистана с капиталом 100 млн сомони является Фароз. Фароз, во главе Шамсулло Сохибовым, взяла под свой контроль многие сферы бизнеса в Таджикистане.

Фарозу принадлежит топливный рынок страны, автодромы по республике, единственный горно-лыжный курорт Сафед-Дара, Спа-центр Хаёт, Вефа-Центр, рынок Мехргон и другие прибыльные направления бизнеса республики.

Сайт Коммерцбанка указывает, что кредитная организация образована на базе МДО Музаффарият. В 2016 году руководство произвело ребрендинг с Музаффарията на Фардо. В 2017 году Фардо образовался в Коммерцбанк Таджикистана.

Банк Азии

Озода Рахмон

Банк Азии это тот же Kont Bank, который принадлежал опальному иранскому предпринимателю Бабаку Занджани. К слову, Занджани заявляет, что в Таджикистане «застряли» 2,5 миллиарда долларов. Нацбанк Таджикистана отрицает все доводы об этом.

Kont Bank банк в течении нескольких лет был под санкциями США и не мог функционировать полноценно.

В 2017 году банк переименовали в Банк Азии, а директором банка является Рустам Саидов. Негласно этот банк курирует Озода Рахмон, глава аппарата президента и супруга главы Нацбанка.

Национальный банк

Национальный банк Таджикистана монополизировал хранение золотовалютных ресурсов, денежный оборот и денежный перевод. Основная деятельность Нацбанка заключается в контроле монетарной  политики республики.

Он же курируется главой Спитаменбанка – Джамолиддином Нуралиевым, таким образом, став семейным институтом, который курирует успешность других банков семьи.

Что ж с другими банками?

В целом по республике насчитывается 17 банков. Стабильным остается государственный сберегательный банк – Амонатбанк.

Другие банки просто выжили с рынка, либо искусственно обанкротили. В 2017 году о своем банкротстве объявили Точпромбанк и Фононбанк, вкладчики которых до сих пор не могут вернуть свои деньги.

Агроинвестбанк и Точиксодиротбанк находятся на грани банкротства. Минфин провел рекапитализацию банков и приобрел акции банков, но проблема не решилась.

Относительно успешным частным банком являлся Эсхата, но Нацбанк заставил его руководство сложить свои полномочия.

То есть, все банки Таджикистана всецело принадлежат президентской семье.

Источник: Паём

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s