Ахбор: Органы безопасности Таджикистана ранним утром 4 августа сняли с рейса Душанбе -Алматы Фотиму Давлатову – 10-летнюю дочь таджикской правозащитницы Шабнам Худойдодовой и ее 65-летнюю мать Гулджамиламо Худойдодову. Они прошли регистрацию, паспортный контроль и уже сели в самолет, но представители органов вывели их из самолета, сказав, что они под наблюдением и не могут покинуть территорию страны.
Фотима Давлатова – 10-летняя дочь таджикской правозащитницы Шабнам Худойдодовой и ее 65-летняя мать Гулиджамиламо Худойдодова были сняты с рейса Душанбе -Алматы буквально перед вылетом. Их вывели из салона самолета, объяснив, что не могут покинуть территорию Таджикистана, так как находятся под наблюдением органов безопасности.
Мать Гулиджамиламо Худойдодова сопровождала внучку в Польшу для воссоединения с ее матерью, которая с 2016 года проживает в Варшаве, где получила статус беженца.
Мать и дочь Худойдодовой допросили в аэропорту Душанбе после снятия с рейса.
Шабнам Худойдодова 4 август в беседе с сайтом Ахбор подтвердила, что ее матери и дочери не позволили покинуть территорию Таджикистана: «Они прошли регистрацию, паспортный и таможенный контроль и уже сидели в своих местах в салоне самолета, но пришли представители органов безопасности и их сняли с рейса, а потом подвергли допросу прямо в здании аэропорта. Спрашивали о целях их поездки, о том что почему сама Шабнам не может приехать навестить их здесь, в Таджикистане? Оказывается, их имена в списке людем, которым запрещено покинуть Таджикистан.»
В декабре 2016 года органы безопасности конфисковали паспорта матери и дочери Худойдодовой, но вернули в январи 2018 года после волны критики и возмущения правозащитных организаций.
Шабнам Худойдодова говорит: «Уже 5 лет моя семья в городе Кулоб находится под таким пристальным наблюдением. Моя мать заболела от такого постоянного давления и я хотел вылечить ее здесь, в Польше.»
Шабнам Худойдодова в прошлом была активным членом ныне запрещенной в Таджикистане «Группы 24». В июне 2015 года она была арестована в городе Брест, на границе Беларуси с Польшой по требования властей Таджикистана, которые объявили Шабнам в международный розыск по статье 307 УК РТ (призывы к свержению конституционного строя).
Просидев 8 месяцев в Брестском СИЗО, Шабнам Худойдодова была освобождена в феврали 2016 года при посредничестве представителей США, перебралась в Польшу, где получила политическое убежище.
В Польше Худойдодова прекратила политическую деятельность, вышла из «Группы 24» и занялась правозащитной деятельностью, в том числе помогала беженцам из Таджикистана, сотни из которых каждый год приезжают в Польшу в поисках убежища. Она говорит, одна из основных причин прекращения ее политической деятельности была именно стремление добиться скорейшего воссоединения с матерью и дочерью: «Ясидела тихо, никого не критиковала, в дискуссиях не участвовала, в Фейсбук даже не заходила. И все потому что хотела, чтобы власти отпустили мою мать и дочь. Но…»
Власти Таджикистана отрицают существование черных списков людей, которыем запрещено покинуть территорию страны. Но активисты оппозиции и беженцы из Таджикистана жалуются, что их близким запрещено выехать за рубеж, а у многих даже конфисковали паспорта. По мнению активистов, их близких в Таджикистане используют как заложников и средство давления, чтобы они прекратили оппозиционную деятельность.
Мать и дочь Шабнам Худойдодовой были сняты с рейса в те дни, когда 2 августа власти Таджикистана вслед за волной международных протестов разрешили Хамзе Тиллозода. 4-летнему внуку лидера запрещенной в Таджикистане ПИВТ Мухиддина Кабири, выехать в Турцию для лечения. Хамза болеет раком, но до сих пор ее матери не разрешали вывезти его на лечение. Двое сестер Хамзы остались в Таджикистане. Мать Хамзы обещала раньше, что ради спасения сына, готовить оставить двух своих других детей в Таджикистане как гарантия своего возвращения.
Источник: Ахбор
Рубрики:Ҳуқуқи башар