Темур Варки
Кровавые последствия 19 августа 1991 года — красный террор и реванш со стороны последователей ГКЧП в Таджикистане. 27 лет с 19 августа 1991. Балет «Лебединое озеро» по центральному советскому телевидению вместо всех программ. Танки на улицах Москвы. Дрожащие руки и губы членов ГКЧП на пресс-конференции перед российскикми и иностранными журналистами. Члены ГКЧП не осмеливаются признать, что решились на попытку государственного переворота и отстранение президента СССР Михаила Горбачева, чтобы не допустить подписания нового Союзного договора, дававшего большую независимость Союзным республикам в составе единого государства.
В результате республиканские номенклатурные коммунистические элиты воспользовались безвластием, неспособностью центра к реформам и объявили о суверенитете с правом союзных республик на выход из СССР. Россия объявила о независимости еще раньше 12 июня. Но первыми декларации о суверенитете приняли три балтийские республики.
Таджикская коммунистическая номенклатура, депутаты Верховного Совета Таджикской ССР, до 9 сентября 1991 года отказывались подписывать Декларацию о суверенитете Таджикистана. Они вынуждены были подписать и приняли Декларацию о независимости Таджикистана 9 сентября 1991 года под давлением многодневного непрекращающегося митинга сторонников реформаторских сил Таджикистана: Национального движения Растохез, Демократической партии, Партии исламского возрождения, Движения Лали Бадахшон. В дни митинга Душанбе посетили депутаты Верховного Совета СССР Анатолий Собчак, сопровождаемый помощником Владимиром Путиным, Николай Травкин и другие.
После демонтажа памятника Ленину на центральной площади Душанбе коммунистическая номенклатура ТаджССР начала борьбу за сохранение влияния. Бывший 1-й секретарь ЦК компартии Таджикской ССР Рахмон Набиев, ставший президентом Таджикской ССР в конце 1991 г, раздал весной 1992 года своим прокоммунистическим сторонникам на бывшей площади Ленина автоматы и положил начало кровопролитию и гражданской войне. В знак протеста против этого решения президента Набиева командир Президентской гвардии генерал Бахром Рахмонов заявил о переходе гвардии на сторону реформаторских сил.
Под руководством нового лидера коммунистической номенклатуры Эмомали Рахмонова и с опорой на бандитов и криминальных авторитетов с оружием, полученным от президента Набиева, таджикские сторонники ГКЧП до конца 1992 года воевали в Таджикистане под красным флагом с реформаторскими силами республики за «восстановление конституционного» советского строя.
10 декабря 1992 года коммунистическая номенклатура праздновала очередную победу, отмеченную вступлением в Душанбе бронеколонны под двумя флагами, красным советским и новым национальным таджикским флагом. Бронетехника и экипажи были предоставлены в том числе бывшим первым секретарем ЦК компартии Узбекской ССР Исламом Каримовым.
10 декабря 1992 года — начало очередного этапа красного террора в Таджикистане, унесшего с мая 1992 по июнь 1997 года от 150 до 200 тысяч жизней.
Накануне вступления в Душанбе на 16 сессии Верховного Совета Таджикистана депутат, бывший спикер ВС ТаджССР, один из лидеров прокоммунистического «Народного фронта» (приближенный и соратник потерявшего способность к принятию решений президента Набиева) Сафарали Кенждаев в прямой телевизионной трансляции из зала заседаний заявил, что «НФ очистил Курган-тюбинскую область от 800 тысяч ваххабитов».
В дни проведения 16-й сессии Верховного Совета Таджикистана и после вступления прокоммунистических сил НФ в Душанбе более миллиона сторонников и родственников тех, кто выступал за принятие Декларации о независимости Таджикистана, спасались бегством за пределы Таджикистана и в горные районы страны.
На юге Таджикистана в Курган-тюбинской области не менее 100 тысяч человек пытались под обстрелом из всех видов оружия, в том числе из танков, вплавь через пограничную реку Пяндж (Амударью) в холодной воде с женщинами и маленькими детьми под снегом спастись на афганском берегу.
Те, кто не успел спастись, были расстреляны, в том числе собранные боевиками НФ на футбольном стадионе райцентра Пяндж.
Борцы «за восстановление конституционного строя» на 16 сессии Верховного совета совершили государственный антиконституционный переворот, насильно отстранив от полномочий президента Набиева, которого они якобы защищали, без проведения референдума устранив президентский пост и передав бразды правления новому спикеру ВС — Эмомали Рахмонову.
В 1994 году в условиях гражданской войны и в отсутствие более миллиона избирателей, ставших беженцами в других странах, коммунист Эмомали Рахмонов директивно вернул пост президента и в результате непрозрачных выборов под дулами автоматов объявил себя президентом.
Сторонник ГКЧП, голосовавший против Декларации о суверенитете Таджикистана, уже 24 года «демократически избирается» президентом, объявил себя пожизненным Лидером нации, Его превосходительством и готовит нормативную базу для передачи власти в 2020 году по наследству.
За годы превращения Советской республики в автократию и монархию Таджикистан вошел в четверку беднейших стран мира, Таджикистан покинули сотни тысяч специалистов, не менее тысячи радикалов, родившихся и выросших при тотальном подавлении оппозиции и инакомыслия со стороны Рахмона, присоединились к ИГИЛ.
Закрыты десятки газет, в тюрьмах журналисты, врачи и адвокаты. В тюрьмы, получив вплоть до пожизненных сроков, брошены сотни политических узников. Среди них те, кто 9 сентября стоял на площади Ленина и требовал суверенитета Таджикистана — заместитель главы движения Растохез, а позже зампредседателя ПИВТ- Махмадали Хаитов, а также сторонники реформ — председатель Демпартии Таджикистана Махмадрузи Искандаров, инициатор создания партии «Новый Таджикистан» бизнесмен Зайд Саидов, адвокат Бузургмехр Ёров и многие другие.

13.02.1990 Один из митингов у памятника В.И. Ленину во время событий 10-17 февраля 1990 года. Ратушенко/РИА Новости.

Пикет молодых сторонников суверенитета Таджикистана. «Скованные одной цепью» Судя по фону и одежде — сентябрь 1991 г. Душанбе.

Сентябрь 1991 года. Участники митинга марафона, трубующие от Верховного Совета Тадж ССР принять Декларацию о суверенитете Таджикистана. Площадь Ленина. Душанбе.

Сторонники Суверенитета Таджикистана, члены Демпартии, движения Растохез, ПИВТ, Организации Лали Бадахшон. Сентябрь 1991 г. Душанбе.

16 ссесия Верховного совета Таджикистана Худжанд. Вновь избранный спикером ВС Эмомали Рахмонов — «защитник конституционного строя»- заставляет президента Набиева зачитать написанный текст заявления о добровольной отставке. 6-7 сентября 1992 г. Рахмон Набиев позже заявил, что никакого заявления он так и не подписал.

Участники государственного переворота и антиконституционного отстранения президента Набиева (справа) празднуют победу. Худжанд, сентябрь 1992 г.

Торжество после смещения Эмомали Рахмоном и Сангаком Сафаровым президента Набиева на 16 сессии ВС в Худжанде.

Криминальный авторитет Сангак Сафаров — человек на которого поставили сторонники коммунистического реванша.

Махмуд Худойбердыев и его бригада, воевал под красным флагом.

Боевики прокоммунистического Народного фронта. Красный террор.

Граница с Афганистаном стала спасением сотен тысяч беженцев. Фото Виктории Ивлевой.

Спасающиеся от красного террора. Юг Таджикистана. зима 1992-93 Фото Виктории Ивлевой.

Так в 1992-93 годах вплавь спасались таджикские беженцы. Пограничная с Афганистаном река Пяндж. Фото Виктории Ивлевой.

Таджикские дети, спасенные афганцами от резни. 1993 г. Фото Виктории Ивлевой.

Берег пограничной реки Пянжд. Женщины и дети спасаются на нейтральной полосе под огнем Народного фронта. Зима 1992-93. Фото Виктории Ивлевой.

Фото Виктории Ивлевой. Граница с Афганистаном, 1993 г.

Боевики прокоммунистического Народного фронта, получившие оружие и обмундирование от своих покровителей.

Полковник ГРУ Квачков, признавшийся, что он руководил операцией по разжиганию гражданской войны в Таджикистане и поддержке просоветских сил во главе с Эмомали Рахмоновым.

Возврашение президентского поста и выборы под дулами автоматов в 1994 году на второй год гражданской войны.

Дети прославляют монарха и под дождем читают стихи в его честь.

Основатель мира и национального согласия с собой.

Успехи в овцеводстве.

Министр образования — образец уровня кадров.

Таджикские трудовые мигранты, родившиеся при рабстве и не знавшие, что такое свобода и независимость.

Политические узники, члены руководства ПИВТ .

Зайд Саидов, осужден на 29 лет за попытку создания партии «Новый Таджикистан».

Как в годы гражданской войны 1992-97, более миллиона беженцев и десятки тысяч политических эмигрантов в свободных странах. Брат Вайсиддина Одинаева, ныне политического эмигранта в Европе, — гражданской активист Эхсон Одинаев был похищен таджикскими спецслужбами в мае 2015 года в Санкт-Петербурге. Его судьба до сих пор неизвестна.

Заместитель председателя ПИВТ Махмадали Хаитов после покушения. Позже осужден на пожизненное заключение. Комитет по правам человека ООН потребовал от таджикских властей освободить его в течение 6 месяцев.

Председатель Демпартии Таджикистана Махмадрузи Искандаров. Осужден на 24 года. Один из первых представителей оппозиции, подвергшийся политическим репрессиям. Разгром оппозиции начался с устранением светских лидеров.

После этого выступления на митинге в Хороге лидер областной организации парламентской на то время партии ПИВТ Сабзали Мамадризоев был убит спецслужбами. Июнь 2014.

Смерть политического узника в тюрьме.

Будни сына эксглавы ТЖД Амонулло Хукумова, родственника Эмомали Рахмона. Насмерть задавил 3 человек. Отделался штрафом в 30 долларов и отправкой на лечение в Германию.
Рубрики:Ҳуқуқи башар, Ҷомеа
Странная логика у Варки- ГКЧП это госпереворот, а Майдан на Украине это воля народа! И то и то — свержение законной власти, какой бы плохой она ни была.
НравитсяНравится