Ахбори Анҷуман

Алим Шерзамонов: “Бадахшанский кризис вызван подготовкой к передаче власти Рахмоновым по наследству»

Алим Шерзамонов, заместитель председателя Национального Альянса Таджикистана (НАТ) отмечая в интервью, что «нынешний режим пришел к власти с помошью оружия и продолжает укреплять свои позиции с помощью только насилия», заявил: «Бадахшан — последняя точка в Таджикистане, которую Рахмон еще не подчинил своей власти полностью».

— Тревожная ситуация в Бадахшане сегодня приковывает внимание. Вы длительное время занимались политической деятельностью в Хороге, видели многе изнутри. Чем вызвано нынешнее обострение, и что стояло за военными действиями 2012 года там?

— Как мы все прекрасно знаем, этот режим пришел к власти с помощью оружия. И на протяжении многих лет правления Рахмон только тем и занимался, что укреплял свою власть путем насилия. Вне его абсолютной власти остался только Бадахшан. Поэтому проблема покорения Бадахшана для него периодически всплывает вновь. Это происходило не только в 2012 году, но много-много раз прежде и будет до тех пор, пока он у власти.

— Таджикские власти представляют своих оппонентов то как банды наркоторговцев, то как террористические группы. Это действительная подоплека политических решений и реальность для спецслужб или тут кроются другие мотивы?

— Да, таков давний традиционный предлог властей для давления на этот регион. Поскольку Бадахшан имеет границу с Афганистаном протяженностью более 1400 километров, он представляется властью как неспокойный регион и главный поставшик контрабандных наркотиков. И понятно, что контрабанда наркотиков — это повод, поскольку бадахшанцев нельзя обвинить в симпатиях к ИГИЛ, салафитам и талибам, хотя в отношении некоторых его районов, таких как Вандж и Язгулям, власть и в этом не стесняется.

Одна из причин нынешнего кризиса — это подготовка к транзиту власти от опытного Рахмона к его неискушенному в политике и неспособному противостоять трудностям сыну. Конечно, при передаче власти от отца сыну отец не хочет, чтобы такие матерые волки, как Ятимов (глава ГКНБ) и Бузмаков (генерал МВД), оставались возле молодого Рустама. Поскольку сам Рахмон в свое время был в окружении таких людей, как Якуб Салимов, Гаффор Мирзоев, а ранее — Сангак Сафаров, он не хочет, чтобы Рустам стал игрушкой в руках этих коварных генералов. Однако Ятимов опирается на поддержку могущественных государств, и Рахмону непросто его отстранить. Кроме того эти люди были ключевыми игроками его главных интриг. К примеру, Бузмаков непосредственно участвовал в ликвидации генерала Мирзо Зиёева и убийстве бывшего министра внутренних дел Мухаммадназара Солехова, а Ятимов — главный сценарист Раштских событий, убийства Али Бедаки, и самое главное, автор плана по устранению замминистра обороны генерала Абдухалима Назарзода. Но теперь Рахмону необходимо убрать этих двоих при передаче власти по наследству.

— Как бы то ни было месячный срок ультиматума Эмомали Рахмона в отношении ситуации в Бадахшане подходит к концу. В Бадахшане царит тревожность по этому поводу. Есть ли новости оттуда?

— Да, сегодня в Бадахшане в связи с истечением срока ультиматума очень тревожно. Насколько мне известно, Рахмон усиленно давит на Ятимова, чтобы тот во что бы то ни стало выполнил поставленную задачу. Чтобы Ятимов волей-неволей осуществил козни против одного из лидеров Бадахшана и после выполнения задачи и по требованию бадахшанцев «отец нации» избавил бы народ и наследника от этих генералов. Неуправляемость «неформальных лидеров» Бадахшана — это тоже 26-летняя сказка Рахмона, которую он использует при удобном случае. Если бы их даже не было, нашелся бы другой легкий повод направить пропагандистскую машину, играя на чувствах большинства населения, против бадахшанцев как этнического и религиозного меньшинства.

Именно так было в 1992 году, когда руководители того времени, оскорбили чувства бадахшанцев и довели до того, что люди вышли на площадь. Тем самым власти тогда спровоцировали митинг на площади Шахидон. Подобная политика продолжается и сегодня. До тех пор, пока у власти в Таджикистане Калашников, подобные события будут повторяться. К сожалению, Бадахшан всегда был беднейшим регионом Таджикистана и всегда остается крайним и пострадавшим.

Думаю, до тех пор, пока существует режим Рахмона, Бадахшан особенно будет подвергаться гонениям. Независимо от того, чем закончится нынешний кризис, у Бадахшана впереди более серьезные проблемы безопасности.

— Чего вы ждете от международных организаций? Есть какая-то реакция с их стороны?

— Естественно, мы ждем, чтобы международное сообщество оказало давление на таджикские власти и вынудило Рахмона отказаться от силового решения. Но неделю назад таджикские спецслужбы выпроводили представителей ОБСЕ из Бадахшана, и ОБСЕ просто промолчало. Чего еще ждать в таком случае?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s