Вечером 7 ноября 2018 года, на следующий день после празднования дня Конституции, в Таджикистане произошло одно из самых кровавых преступлений против человечности нашего времени. В колонии строгого режима ИТК-3/3 г. Худжанд силами ОМОН МВД и группы «Альфа» ГКНБ Таджикистана был осуществлен массовый расстрел безоружных заключённых. В результате массовой казни по последним данным застрелено по меньшей мере 53 заключённых, 186 ранены. Сообщается, что раненные продолжают умирать.
Анонимные источники в государственных структурах оправдывают массовую казнь необходимостью подавления тюремного бунта, «усмирения» заключённых, напавших на надзирателей, используя слово «перестрелка». Однако данных о раненных и застреленных огнестрельным оружием сотрудников минюста, ОМОН и «Альфа» нет. К сожалению, от побоев погибли два сотрудника колонии. По свидетельству родственников, они скончались от избиения со стороны заключённых. Таким образом, это ничто иное, как расстрел безоружных, массовая внесудебная казнь, неадекватное, неоправданное и недопустимое в правовом государстве превышение применения силы.
Тем не менее ни один официальный источник не сообщил о произошедшем в течение 7 дней до сегодняшнего дня, 14 ноября 2018 года. Глава Управления исполнения уголовных наказаний минюста Таджикистана Изатулло Шарипов спустя несколько дней после чрезвычайного происшествия в его ведомстве заявил радио «Озоди» (таджикская служба радио «Свобода»), что он находится в Душанбе и не в курсе произошедшего. Заместитель главы Центра стратегических исследований при президенте Сайфулло Сафаров тому же радио сказал, что это событие не достойно освещения по телевидению. Другой неназванный чиновник заявил там же, что публикация такой новости может омрачить предстоящий праздник запуска первой турбины Рогунской ГЭС. Представитель пресс-службы МВД сказал, что он не знает о расстреле и отметил, что у охраны мест заключений есть другие адекватные и эффективные средства и способы усмирения тюремных бунтов.
В свою очередь на сайте Комитета по делам религии при правительстве появилась статья, оправдывающая массовую казнь. В статье говорится, что убитые не могут называться гражданами и не имели права на жизнь.
Мы напоминаем, что Таджикистан присоединился к мораторию на смертную казнь и присоединился к «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятой резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН», вступившей в силу 26 июня 1987 года. Однако пытки и надругательства над заключенными продолжаются, стали в таджикских тюрьмах нормой и осуществляются, по словам сотрудников, с поощрения и по указанию главы ведомства Изатулло Шарипова и, очевидно, не без ведома вышестоящих чинов.
Комитет ООН по правам человека также ранее указал таджикскому правительству на недопустимость пыток и призвал освободить незаконно осужденных политзаключенных, в первую очередь Махмадали Хаитова и Зайда Саидова. Международному Красному кресту и ОБСЕ неоднократно отказано в инспекции мест заключения и встрече с осуждёнными.
По сообщениям независимых источников со ссылкой на сотрудников колонии, «бунт заключённых» 7 ноября 2018 года в ИТК-3/3 в Худжанде был спровоцирован нарушением прав заключённых, пытками и издевательствами со стороны надзирателей. Заключённые, как сообщали разные источники, напали на надзирателя после того, как один из осуждённых был раздет догола и на несколько часов был выведен под дождь.
Мы требуем опубликования полного списка погибших и раненных. Мы хотим знать, кто отдал приказ убивать наших граждан и несёт ответственность за это преступление против человечности.
Мы также требуем от Генеральной прокуратуры Таджикистана возбудить уголовные дела:
1) по факту применения пыток против осуждённых граждан в ИТК-3/3, что спровоцировало ответное насилие; 2) по факту организации бунта и соучастию в нем сотрудников спецслужб, поскольку, как следует из некоторых сообщений, отключение электричества осуществлено не заключёнными; 2) по факту превышения должностных полномочий сотрудниками минюста, МВД и ГКНБ; 3) по факту массового убийства осуждённых граждан, охраняемых Конституцией и государством для исправления после содеянных и несодеянных ими преступлений; 4) а также по факту сокрытия массового убийства.
Родственникам выдают тела убитых без разрешения осмотра тела, омовения и совершения обряда погребения (отпевания) по мусульманским обычаям. Выдача тел и погребение происходит под строгим контролем спецслужб.
Мы призываем правительства демократических стран, международные институты, правозащитные организации начать расследование факта массовой внесудебной казни заключённых в Таджикистане и потребовать от правительства Таджикистана создания Комиссии по расследованию этого чудовищного злодеяния с участием Омбудсмена, других уполномоченных властями, а также представителей таджикских и международных правозащитных организаций, родственников погибших и пострадавших и СМИ.
Таджикские власти должны дать полный отчет о причинах, обстоятельствах, виновных и наказанных за массовый расстрел наших сограждан.
Мы считаем, что демократические страны и международные институты, выделяющие кредиты и гранты на улучшение и реформирование работы пенитенциарной системы, МВД и укрепление сил безопасности, дают эти средства не для усиления попрания гражданских прав, пыток и массовых казней в Таджикистане. Ваше молчание будет воспринято как поощрение насилия, которое несёт в себе серьёзную угрозу нашим гражданам и нашей стране.
Мы хотим жить в поистине правовом, демократическом и светском государстве, где подобное было бы недопустимо и невозможно.
#massacre_prison_Khujand
#казнь_заключённых_Худжанд
Рубрики:Ҳуқуқи башар