Дидгоҳ

Проблемы налоговой системы в республике

Али Мастов

Хуже налогов может быть одно: когда не с чего платить налоги”

Томас Р. Дьюар, предприниматель с мировым опытом

Недавняя инициатива Таджикской антимонопольной службы по рекомендации Налогового комитета о повышении цен на электронную связь, в буквальном смысле слова, наэлектризовала население. Нам объяснили свое решение необходимостью увеличить поступление налогов в государственную казну. А вот аргументов или доводов предложить не смогли. Но к счастью для всех, неудачное решение было отменено.

Шаг, согласитесь, неординарный: в приказном порядке заставить производителя услуг поднять розничные цены на свою продукцию. И говорит он о двух очевидных фактах: во-первых, налоги в стране высоки настолько, что повышать их больше некуда, они уперлись в потолок, во-вторых, искать способы наполнить бюджет при существующих непомерно высоких налоговых ставках, не представляется возможным.

Думаю, настало время для кардинального пересмотра концепции и стратегии налоговой политики, исходя из реалий сегодняшнего дня.

Только вдумайтесь, сейчас наша республика входить в девятку стран с самой высокой налоговой нагрузкой, где совокупная налоговая ставка составляет 67,3%. Это намного больше, чем средние по миру 39,6%. Разумеется, при таких высоких налоговых нагрузках говорить о развитии малого и среднего бизнеса не приходится. Наоборот. Неслучайно год назад Ассоциация предпринимателей Таджикистана сообщила, что в 2017 году более 200 тысяч бизнесменов прекратили деятельность (Согд — более 65000, Душанбе — более 50000, Хатлон – 42000, РРП — более 40000, ГБАО – 4000). В основном это были представители малого и среднего бизнеса и те, кто работал по патенту. Таким образом, страна в одночасье лишилась около 200 тысяч потенциальных налогоплательщиков. В любой другой стране это было бы серьезным поводом для встряски и кардинальных реформ. В этом вопросе неплохо бы брать пример с наших соседей, где общая налоговая ставка в два раза ниже, чем у нас: Кыргызстан — 29%, Казахстан — 29,4%, Узбекистан — 32%. Нетрудно догадаться, в какие республики региона пойдут инвесторы, а какую будут обходить стороной.

Не знаю, какими соображениями руководствовались наши правители, поднимая до заоблачных высот налоговую ставку, но в абсолютном большинстве экономически развитых стран она намного ниже, чем у нас. Например, в суперуспешных Великобритании, Швейцарии, Сингапуре, Канаде, Гонконге, Дании налоги в 2 — 2,5 раза ниже, чем у нас. А в таких странах, как ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт, Македония, Грузия вообще ниже в 4 — 5 раз ниже.

В Грузии, например, сегодня одна из самых низких налоговых ставок в мире — 9,9%. Но при этом, когда в этой стране в рамках реформ уменьшили количество налогов с 21 до 6, собираемость налогов за первые восемь лет выросла в 10 раз! Экономика страны выросла в четыре раза! Прямые иностранные инвестиции к ВВП поднялись до 10%. Это очень много. Грузинские реформы на деле доказали, что при грамотном подходе, а именно, существенно сократив налоговую ставку, можно ожидать, что собираемость налогов увеличится в разы. Они на практике доказали, что бизнес готов платить налоги, если создать ему щадящие, приемлемые условия. У нас высокие налоги стали главной причиной ухода бизнеса в серую зону экономики, часто нелегальную, а то и полного сворачивания. Одно тянет за собой другое, последний результат – налоги собрать невозможно, да и не с кого.

Приведу один пример: налог с оборота (упрощенный налог) сейчас у нас назначен 6%. Предположим, если бизнесмен купил в точке «А» бензин по 6 сомони и перепродал его в точке «Б» по 6,2 сомони, то он должен заплатить налог с литра не от прибыли, а от общей суммы выручки. В итоге, с 20 дирамов, которые он якобы заработал, должен уплатить 37 дирамов. Учитывая, что никто во вред себе не будет работать, бизнесмен вынужден будет или скрывать все, что он продавал, или разбавлять бензин водой или,прогорев на этой операции, перестать заниматься бизнесом.

То же самое касается другого вида налога — подписного бонуса. Подписные бонусы — это виды платежей, касающиеся компаний, добывающих из недр полезные ископаемые. Но если в других странах подписной бонус выплачивается по факту добычи, то у нас добывающая компания должна выплачивать заранее, за еще не добытый объем природных залежей. Учитывая, что речь идет о больших суммах, добывающие компании неохотно идут к нам. А те компании, которые были здесь и сталкивались с этой проблемой, в итоге отказались от дальнейшей работы. Так, например, поступила российская корпорация «Газпром», которая вела геологическую разведку нефти и газа. Также от «услуг»подписного бонуса пострадало обогатительное предприятие ООО «Броадтек Таджикистан Майнинг Лимитед», построенное китайцами за 21 млн. долларов в Пенджикентском районе. Из-за налоговых претензий суперсовременное предприятие перестало работать через несколько недель после открытия. И это в стране, где огромное количество нетронутых месторождений из-за отсутствия инвесторов. У нас вместо того, чтобы заниматься устранением препятствийв сборе налогов, наоборот, своими неумелыми действиями усугубляют их.

На мой взгляд, проблемы сбора налогов в республике заключаются в следующем:

1) Непомерно высокие, неподъемные налоговые ставки.

2) Нерационально сложная система налогообложения.

3) Выборочное освобождение некоторых вполне успешных компаний от уплаты налогов.

4) Негласные налоговые преференции компаниям, принадлежащим де-факто государственным чиновникам.

5) Непрозрачность в таможенной сфере.

6) Высокий уровень коррупции среди сотрудников налоговой системы.

Какие, на мой взгляд, нужны действия, чтобы увеличить налоговые поступления:

1) Ввести упрощенную систему налогообложения, сократив количество налогов до 6 – 7.

2) Снизить общую налоговую ставку на 25-30%. Иначе — никак.

3) Прекратить практику использования фирм-«однодневок».

4) Прекратить необоснованную практику освобождения от уплаты налогов отдельных компаний.

5) Провести амнистию предприятиям и физическим лицам взамен на 15-20%-е погашение стоимости скрываемого долга.

6) Прекратить практику изымания налогов задним числом.

7) Осуществить полную компьютеризацию всей налоговой системы. Как в Норвегии, где все налоговые декларации граждан находятся в свободном доступе.

8) Освободить на три года от уплаты налогов частных предпринимателей, чьи годовые доходы не превышают 150 тысяч сомони.

9) Объединить Налоговую и Таможенную службы, выполняющие одну и ту же функцию.

10) На основе переаттестации сократить на треть число налоговых сотрудников, поднять предъявляемые к ним квалификационные требования, увеличить им зарплату.

11) Жестко наказывать всех, кто умышленно уклоняется от уплаты налогов.

Бизнес, как ребенок, в начале своего пути остро нуждается во внимании и помощи. Будет надежная поддержка -станет расти и приносить плоды, не будет помощи — останется мелким и бесплодным.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s