Темур Варки
Сегодня ровно год, как от нас ушла Файзинисо Вохидова.
Мы не были лично знакомы, поскольку я уехал из Душанбе в декабре 1992, когда в городе началась резня, боевики с красными повязками расстреливали людей, вытаскивая их прямо из остановленных троллейбусов. Трупы валялись в арыках по всему городу.
Многие бесследно исчезли в декабре 92 и далее после того, как Народный фронт вошел в голодающий и блокированный город. В том числе девушки, которых боевики — новые хозяева в нашем родном городе — на машинах крали прямо на улицах и увозили на потеху.
Нет, не Гитлер взял наш город в блокаду, а те, кто и сегодня продолжают преследовать, сажать и убивать за слово о свободе и чести.
Файзинисо, оказывается, была моложе меня. Она видела многое из того, что и мне не пришлось. Я много позже увидел ее отважные посты в Фейсбуке. Она не могла себе позволить молчать и проходить мимо несправедливости. Она мне казалась мудрее и старше меня. Но оказалось, что она младше, и я стал обращаться к ней, как к младшей стестре.
Я, наверное, открою секрет, если скажу, что она поддержала образование нашего Форума свободомыслящих Таджикистана в Европе, а позже — образование коалиции оппозиционных организаций в Европе — Национального Аьянса Таджикистана. Мы были с ней на связи, консультировались. Для нее, находившейся внутри страны, быть официальным членом НАТ было опасно, но на сказала, что она с нами всей душой.
Место, которое занимала Файзинисо в нашем обществе, пусто и свято. Не ошибусь, если скажу, что она олицетворяла собой саму суть и идею Национального Альянса Таджикистана (Паймони Миллии Точикистон) как общественно-политической платформы с идеей солидарности и ответственности между всеми столь разными частями таджикского общества.
Почему именно она? Файзинисо была Человеком, для которого нет чужой беды и чужой боли, несправедливости, мимо которой она могла бы пройти.
Для нее не существовало границ и условностей, если речь шла о несправедливости и ущемлении прав человека. Она не страдала болезнью регионализма и местничества. Она не защищала только худжандцев, кулябцев, памирцев, гармцев, гиссарцев или душанбинцев. Она как адвокат и правозащитник защищала человека вне зависимости от того, светский, городской или религиозный, вне зависимости от партийной принадлежности или гендерной. Ровно так, как записано в Конституции, где все равны, свободны и защищены.
Она защищала права светских женщин от насилия не только потому, что сама была светской, а также права верующих женщин, несмотря на то, что была светским человеком, окончившим юрфак МГУ.
По сути она была таким человеком, на которых держится мир, держится общество и государство. Человеком, связующим совершенно разных людей, из разных частей общества.
В то время, как власть, правительство от имени государства унижали и разобщали людей, она их защищала и объединяла.
Поэтому ее так не любили и боялись в кабинетах с портретами. Её травили, ей угрожали, на нее клеветали, её сажали за решетку, когда она выдвинулась в депутаты парламента от социал-демократов.
Она могла уехать из страны. Ей предлагали убежище в европейских странах. Но она возвращалась после европейских конференций. Несмотря на это, ей позже запретили выезжать даже в соседнюю страну навестить родных и поправить здоровье.
В прошлом году в рамках конференции Бюро по правам человека ОБСЕ в Варшаве Ассоциация мигрантов Центральной Азии вручила учрежденную этой организацией премию имени Файзинсо Вохидовой. Премия была заочно заслуженно присуждена политическому узнику правозащитнику и коллеге Файзинисо — Бузургмехру Ёврову. Она не боялась выступать в его защиту даже после того, как таджикские власти его оболгали и упрятали почти на 30 лет за решетку.
Но я думаю (это мое личное мнение), что международную премию имени Файзинисо Вохидовой (одну из номинаций, по меньшей мере) должны получать таджикские женщины.
Наша страна, Таджикистан, находится на перепутье. То, в какие условия поставлен таджикский народ, порой невыносимо даже для мужчин, которые все чаще кончают жизнь самоубийством или бросают все и уезжают, становятся озлоблены или радикализируются.
Нам очень не хватает мудрости и любви к человеку, справедливости и отваги, которые были присущи Файзинисо — нашей Гурдофарид.
Её очень не хватает сегодня. Но это счастье для нашей страны, что она у нас была и есть. Многие процветающие сегодня страны обязаны своими свободой и развитием именно таким женщинам.
Мне кажется, нашу страну от тьмы и пропасти, в которую ее сейчас ведут, тоже могут спасти женщины, такие, как Файзинисо, образованные, справедливые, благородные, бесстрашные и свободолюбивые.
Рубрики:Дидгоҳ, Ҳуқуқи башар