Открытое письмо ГКПЗУТ
Верховный комиссариат по правам человека ООН
OHCHR
ICRC
ODIHR
OSCE
Amnesty International
Международным институтам в области защиты прав и свобод человека, международным правозащитным организациям, дипломатическим представительствам Таджикистана.
Во многих странах мира сегодня в связи с пандемией COVID-19 временно освобождают заключённых с целью предотвращения распространения вируса и спасения жизней людей. Освобождённые находятся у себя дома в кругу семьи и могут получить от них необходимую помощь.
Однако в Таджикистане, где, к сожалению, не в цене ни права и свободы человека, ни сам человек и его жизнь, в тюрьмах складывается критическая ситуация.
Согласно официальным данным, на этот момент скончались 2, а по нашим данным по меньшей мере 9 заключённых. Один из умерших — Абдулфайз Раджабов, год рождения 1973, уроженец района Восе. Согласно тому же официальному сообщению, только в колонии №1 города Душанбе не менее 200 заключённых заражены коронавирусом и по меньшей мере 50 из них находятся в тяжёлом состоянии.
Коронавирус обнаружен также в колонии ЯС 3/5 города Худжанд. Сотрудники колонии обращаются с заразившимися как с прокаженными, держат их в тёмном и сыром подвале, бросив их там без какой-либо помощи.
Помимо этого, Хайрулло Саидов, — сын политического заключённого Зайда Саидова, основателя партии «Новый Таджикистан», — на своей странице в Фейсбук написал о проявлении признаков заражения у его отца: «У моего отца появились признаки заражения коронавирусом. В добавок к этому у него резко усилились боли в желудке». В интервью Радио «Озоди» Хайрулло Саидов сказал: «Многие родственники заключённых встревожены опасностью распространения вируса по стране и особенно обеспокоены положением своих близких в тюрьмах».
Тревогу о состоянии здоровья своего отца, политического узника Рахматулло Раджаба, выразил его сын, журналист Шухрати Рахматулло. На своей странице в Фейсбук он написал: «Друзья, состояние здоровья моего отца очень тревожное! У него температура 40°, затруднённое и сдавленное дыхание. Я каждый день получаю информацию о его самочувствии. В целом в тюрьмах растёт число заболевших, они не получают никакой помощи. Никому нет до них никакого дела!»
Адвокат Джамшед Ёров также написал о тяжёлом состоянии своего брата, политического узника адвоката Бузургмехра Ёрова и призвал тюремные власти оказать ему необходимую помощь.
Несколько ранее группа родственников политических узников, в частности, Джамшед Ёров, Шухрати Рахматулло, Фирузи Махмадали (сын Махмадали Хаита), Хисом Зубайдуллозода (сын Зубайдулло Розика), Мухаммадикбол Хисайнов (сын Саидумара Хусайни), Гулбарг Сайфова (жена Умаршох Давлатова) и другие призвали ВОЗ не только обратить внимание на тревожное положение заключённых в тюрьмах Таджикистана, но и оказать давление на таджикские власти для освобождения в нашей стране заключённых старше 50 лет.
Кроме того, ранее, 25 марта текущего года, с аналогичным призывом к таджикскому руководству об освобождении заключённых старше 50 лет выступила коалиция оппозиционных сил – Национальный Альянс Таджикистана. Гражданский комитет защиты политических заложников и узников в Таджикистане (ГКПЗУТ) ранее также уже пытался обратить внимание правительства на положение тяжело больных в тюрьмах.
Однако несмотря ни на что, правительство Таджикистана, к сожалению, проигнорировало нашу встревоженность.
ГКПЗУТ призывает международные правозащитные институты оказать давление на таджикские власти и подвигнуть их к оказанию неотложной необходимой помощи заключённым, заражённым коронавирусом, а также амнистировать, как в ряде стран, заключённых старше 50 лет, прежде всего тех, кто не совершал насильственных действий. Кроме того, мы призываем таджикские власти наконец разрешить Международному комитету Красного Креста ознакомиться с ситуацией в таджикских тюрьмах для выработки рекомендаций и решений по улучшению положения заключённых.
Гражданский комитет защиты политических заложников и узников в Таджикистане (ГКПЗУТ)
Варшава, Польша
10 мая 2020
Источник: Зиндониён
Рубрики:Баёнияҳо, Ҳуқуқи башар, Ҷомеа