Темур Варки
Великого Вождя, Его Величество Эмомали Рахмона уже в третий раз выдвигают на соискание Нобелевской премии мира. Две первых попытки, как оказалось, были всего лишь пропагандистским трюком, потому что далее публикации в местных СМИ дело не пошло. К сожалению, Нобелевский комитет даже не узнал о «выдвижении» и существовании «номинанта».
Это однако имело местный успех, особенно для инициаторов и карьерного роста их близких. Так что две первые попытки носили, похоже, характер подкупа высшего должностного лица посредством мелкого подхалимажа. Зато все участники блефа были довольны.
(Кстати, я надеюсь, что в будущем Таджикистане публичная лесть по отношению к должностным лицам, имеющим доступ к бюджету и влияющим на карьерный рост, должна стать уголовно наказуема и приравнена к коррупции и подкупу должностного лица.)
Но теперь бюджет, очевидно, пострадает серьёзнее, чем от предыдущих заявок на победу. Ни ущерб от ковида, ни недобор налогов от едва живого бизнеса не должны стать преградой перед желанной целью сорвать большой куш за счет народа, чтобы заодно потрафить самовлюбленности незаменимого Спасителя планеты.
Теперь обещают соблюсти все необходимые формальности и как положено подать официальную заявку на соискание для Рахмона Нобелевской премии мира.
Но здравое разумение подсказывает, что и третья попытка обернется пшиком и банальным казнокрадством.
Посудите сами. Среди потенциальных соперников не кто иной, как сам Дональд Трамп. Ему эта премия сейчас очень нужна. Его имя Нобелевскому комитету по меньшей мере известно. Все также знают, кого с кем он примирил. Но даже и Трамп едва ли получит эту премию.
Проблема же нашего потенциального соискателя международного триумфа в том, что он наотрез отказывается назвать вторую сторону, с кем именно он заключил мир и кого с кем примирил.
Какая-то путаница в показаниях: то он с пулемётом входил в Душанбе, то является согласно официально присвоенному самому себе званию единоличным Основателем мира и национального согласия.
Ответа на логичный вопрос: мира и согласия между кем или с кем, — ни у инициаторов выдвижения, ни у самого возможного кандидата, — не существует. Это вопрос запрещенный. Не будет же он говорить, что результатом заключенного им мира стало заключение лидеров оппозиции в тюрьму на пожизненные сроки.
Не будет же он говорить, что они убили себя сами, пошли за решетку сами по своему согласию и бежали из страны потому, что в ней мир и согласие между Рахмоном и Рахмоном.
И если в стране мир и согласие, то почему Рахмон отказался Рабочей группе ООН по насильственному исчезновению указать места массовых расстрелов и захоронений и составить список пропавших во время гражданской войны?
Где мемориал памяти до 200 тысяч мирных жителей, расстрелянных, зарытых по пути наступления «Народного фронта» Рахмона в Вахшской длине, Пяндже, Гиссаре, Душанбе, Вахдате, Файзабаде, Гарме, погибших под обстрелами танков, вертолетов и самолетов, которых у оппозиции не было?
Есть такой мемориал, к которому ходят с цветами в знаки примирения и прощения родные жертв с обеих сторон?
Названы ли настоящие заказчики и убийцы лидеров оппозиции после заключения мира? — Отахона Латифи, Хабиба Сангинова, отравители Сайида Абдулло Нури, Мухаммадшарифа Химматзода? А я не исключаю, что отравлены были также Аслиддин Сохибназаров, Тохир Абдуджаббор и мой друг бывший главный инженер алюминиевого завода в Турсун-заде Мухиддин Зухуруддинов и наконец адвокат Фазинисо Вохидова.
Задайте сами себе вопрос, можно ли в здравом уме и памяти рассчитывать на получение Нобелевской премии мира человеку, который посадил почти на 30 лет таджикского последователя Ганди адвоката Бузургмехра Ерова и таджикского последователя Манделы Зайда Саидова? Один из них, Бузургмехр Ёров, находясь в застенках, благодаря именно Рахмону получил международную премию, признание и солидарность.
Так что мой вам дружеский совет, подавайте уж сразу кандидатуру вашего Спасителя Планеты на премию созвездия Быка. Эффект будет одинаков. Да поможет вам Юпитер.