Темур Варки
Радость граждан по поводу снижения цен накануне переназначения бессменного с 1994 года президента сменилась шоком. Сразу после фарса, не дожидаясь инаугурации, властители цен на продукты первой необходимости почти удвоили их.
До так называемых выборов в репортаже Радио Озоди люди и продавцы не могли скрыть своего удивления в связи с неожиданным снижением цен. Один из продавцов предположил, что, наверное, этот год был все-таки урожайным, раз при закрытии дорог появилось такое предложение на отечественную продукцию.
На моей памяти это тоже было единственное снижение цен на продовольствие за 28-летнее время правления Эмомали Рахмона. И я даже подумал: «Мешудаст ку!» — «Значит, могут!», когда захотят.
То есть, оказывается, у правительства есть рычаги сдерживания цен и даже их снижения! Как все помнят, многие предыдущие официальные запреты сверху, в том числе от самого мэра Душанбе, взвинчивать цены во время Рамадана, имели успех с отрицательным значением и результатом. Ах эти трижды клятые законы рынка, сам сын Великого вождя мэр не в силах им противодействовать! — говорили некоторые старики. Снаружи висел один ценник, а мясо продавалось по другой цене.
Но видать, какие-то могущественные силы наверху решили, что цена нынешнего продления срока годности власти выше кратковременного ущерба карману. Что же это за могущественные силы, которые способны, оказывается, контролировать поставки и цены и удивлять самих продавцов?
Тогда же я подумал, что поставщик обязательно наверстает упущение после того, как «любовь» народа к Вождю после выборов вновь потеряет актуальность.
Для закрепления успеха Лидера нации и демонстрации изобилия на очередное шоу в Худжанд праздник Мехргон, где Отец нации судил конкурс лучших пловоедов, были собраны и свезены тонны продовольствия. Люди назвали это шоу пиром во время чумы. И действительно, результат не заставил себя долго ждать. Продовольствие исчезло, а Худжанд охватила новая смертоносная волна пандемии коронавируса.
Вчера приятель из Худжанда по телефону горько посетовал, что COVID-19 почему-то выбрал Худжанд и Согдийскую область и собирает именно там самый большой урожай, по сравнению с другими регионами Таджикистана, унося каждый день всё больше жертв, выбирая замечательных людей.
Считается, что один из самых неприятных запахов на земле исходит от протухшего яйца. С ним может сравниться только запах разлагающихся тел, которые свалены кое-как в черных пакетах. Не помогает даже маска. Какое-то жуткое совпадение пандемии и просроченной, пришедшей в негодность власти.
Словно по рекомендации COVIDa, а не ВОЗа, именно в Худжанде и именно перед волнами пандемии президент с просроченным, продленным и потому неограниченным сроком годности осчастливливает этот древний густонаселенный город царственным визитом, чтобы широко отпраздновать «Навруз» и продление своего срока годности. Уж очень оно любит Худжанд. Ведь именно там началось его восхождение в небеса до уровня Спасителя и ЛПВ — Лучшего Пловоеда Вселенной.
После этого шоу сахарный песок подорожал с 6 сомони до 10 сомони за кг, подсолнечное масло — с 12 сомони до 15-16 сомони за литр, мясо до 65 сомони, а десяток свежих настоящих яиц до 32 сомони. И если цены выросли от 50 до 80 процентов, то пенсии всего на 15. Причем, начисление происходит не от получаемой пенсии, а от минимальной — 200 сомони — 20 долларов. В результате человек получает нищенскую подачку в 30 сомони — 3 доллара.
Пока цены, как голуби из клетки, уходят в открытый полёт, цена человеческой жизни обесценивается до запредельного уровня ниже цены выеденного яйца. Вчера на рабочем месте застрелился охранник аэропорта Душанбе 38-летний Шерафган Ходжакулов в знак протеста невыплаты зарплаты в течение полугода. После молодого парня остались многомесячный долг за квартиру и бездомные сироты. Сегодня руководству аэропорта хватило цинизма заявить, что зарплата охраннику была своевременно выплачена.
Чем дольше продлевается срок протухшего яйца и чем выше траты на его содержание и содержание на шее всей его тараканьей стаи, тем ниже стоит достоинство и жизнь человека в этой стране. Но история чтит закон Ньютона. Всё, что высоко подбрасывается, всё равно падает. Будь то червивое яблоко или протухшее яйцо одного из последних динозавров Заххока.
27.10.2020
Франция, Париж
Фото из Гугла