Недавно лидер Национального Альянса Таджикистана посетил Вильнюс. Как мы передавали до этого, во время этой поездки у господина Кабири была встреча с чиновниками и официальными лицами Литвы. Также Мухиддин Кабири был в гостях у представителей СМИ этой страны.
Ниже мы приводим перевод беседы газеты “Vakaro ZINIOS” (Вильнюс) с руководством Национального Альянса Таджикистана.
* * *

Оппозиция Таджикистана: мир не знает о происходящем в стране и о том, как живут люди
Несколько дней тому назад Литву посетили представители оппозиции Таджикистана – Мухиддин Кабири, Бободжон Каюмов и Махмуджон Файзрахмонов. По их словам, захвативший власть в стране президент Эмомали Рахмонов вскоре окончательно вернет государство в эпоху феодализма, а между тем страны Запада, громогласно рассуждающие о демократии и правах человека, склонны закрыть на это глаза.
Бободжон Каюмов, Мухиддин Кабири и Махмуджон Файзрахмонов в Вильнюсе
Положение хуже чем в России и Беларусии.
«Здесь, в Литве, вам часто доводится слышать о нарушениях прав человека в Беларусии или в России, но это сущие пустяки по сравнению с происходящим в Таджикистане», – утверждают оппозиционеры. – Если в Беларусии критикующие властей лица могут получить около 10 лет тюремного заключения, а в России – около 20, то у нас на родине их отправляют за решетку на всю оставшуюся жизнь. Да и то потому лишь, что на смертную казнь введен мораторий.
Но это не значит, что режим Рахмонова не может расправиться с находящимися за рубежом инакомыслящими, поэтому в поездках приходится соблюдать определенные меры предосторожности».
По их словам, несмотря на то, что Таджикистан является одной из беднейших бывших республик СССР, четвертый десяток лет находящийся у власти президент сорит бюджетными средствами налево и направо.
«Весь государственный бюджет составляет всего лишь около 2,7 млрд. евро (для сравнения, бюджет Литвы составляет 15,5 млрд. евро), но по указанию Рахмонова в стране установлен самый высокий в мире флагшток, построена самая большая библиотека книги в которую должны были принести сами люди, также самая большая мечеть. Её люди посещают, так как остальные были закрыты, – малоизвестными подробностями жизни страны продолжают делиться собеседники.
– Власть он также стремится сделать наследственной. Сыну доверен пост председателя сената. Дочь руководит администрацией президента. В случае внезапной кончины Рахмонова власть автоматически перешла бы к его детям или даже внукам, так как семья у него большая.
Правда, на сегодняшний день передавать власть он не решается, несмотря на то, что для этого всё готово. Возможно, из опасений, что сын не справится с «империей», которую отец создавал сам для себя, возможно, из боязни повторения событий в Казахстане, в котором нынешний президент Токаев Касым-Жомарт существенно урезал полномочия первого главы независимой страны Нурсултана Назарбаева. Но факт остается фактом, что эта семья держит бразды правления в своих руках и по-хорошему никому их не уступит».
Тотальный государственный контроль
По словам таджиков, деньги домой шлют разбросанные по всему миру мигранты, но президент контролирует, чтобы все они достались его семье.
«Учреждено множество самых разнообразных больших и малых предприятий, связанных с его семьей. Хочешь получить медицинскую справку или автомобильный номер – придется идти только в то предприятие, которым управляет семья Рахмоновых. Даже ребенок может быть не принят в школу, если не принесет справку о том, что школьная форма была куплена именно у президентского предприятия. Это приводит к тому, что люди охотнее покупают у такого предприятия справку, а сами школьные формы покупают в другом месте. С другой стороны, это только поощряет коррупцию и бесхозяйственность, поэтому, несмотря на наличие ресурсов, в зимнее время электричество простым смертным по ночам поставляется только несколько часов, а на протяжении остального времени бывает темно», – далее откровенничали политики.
Всё это, по их словам, четко видно не только России и Китаю, но и западным политикам, но они на проблемы государства Центральной Азии, насчитывающего почти 10 млн. жителей, склонны закрывать глаза.
«И этим пользуются такие как Э. Рахмонов. Они научились лавировать между крупными соседями, иногда создавая для Запада какую-либо «иллюзию демократии», и никто не произносит ни слова. Для местного населения устраиваются «шоу» относительно спорного участка земли, а сами при этом втихомолку парцеллируют как территорию страны, так и ее полезные ископаемые. Вполне возможно, что от этого что-то перепадает и тому же Западу, поэтому сильных мира сего не волнует ни преследование людей, ни страх высказывать свои мысли, ни проводимые в темноте ночи.
Мы не склонны мириться с этим, поэтому пытаемся искать контакты с такими государствами, как Литва, поскольку вы видите эту ситуацию явственней, чем Брюссель или Берлин», – уточнили таджики.
Впереди долгий и тяжелый путь
По их словам, Запад с главами стран Центральной Азии общается только, собрав всех вместе, поэтому было бы наивно полагать, что оппозиционеры в эмиграции будут приняты отдельно.
«Поэтому мы ездим по миру и пытаемся объединить все разбросанные оппозиционные силы Центральной Азии, ведь только все вместе мы можем думать о переменах в текущей ситуации. Нам предстоит долгий путь, но мы прекрасно осознаем, что если первый шаг сделан не будет, то Центральная Азия продолжит движение в направлении радикального феодализма, или, как в старые времена, будет поделена между крупными соседями.
Мы не желаем такой участи ни для себя, ни для своих детей, поэтому, насколько позволят наши силы, мы будем бороться и объединять тех, кто поддерживает нашу борьбу», – оптимистично закончили беседу М. Кабири, Б. Каюмов и М. Файзрахмонов.”
Рубрики:Мақолаҳо



