Темур Варки, журналист

Моим друзьям из России, для которых эмиграция внове, хочу пожелать скорейшего возвращения домой. Я в этом тоже живо заинтересован. Мой личный опыт эмиграции в декабре будет равен 30 лет. Я бежал из Душанбе благодаря успеху усилий члена фракции либералов в Госдуме, фракции Союза правых сил, генерала Эдуарда Воробьёва. Кстати, меня тогда поразили имперскостью своих заявлений против таджикской оппозиции и Чубайс и Немцов.
Генерал Воробьёв же курировал свержение таджикского коалиционного правительства после таджикского Майдана весны 1992-го года. Он непосредственно курировал русского нациста, командира 16 бригады ГРУ полковника Квачкова, который в свою очередь по команде из Москвы и Ташкента формировал из банд уголовников «Народный фронт» Рахмонова-Сангака. Когда эта банда во главе с Рахмоновым на танках Ислама Каримова под красными флагами вошла в Душанбе, началась резня.
Людей расстреливали на улицах, остановках, останавливали троллейбусы и автобусы на перекрестках и выводили и фильтровали пассажиров, иных убивая тут же. Боевики разъезжали по Душанбе и похищали любую понравившуюся девушку и женщину. Отжимали понравившуюся машину, а владельца вывозили и расстреливали за Цемзаводом.
Русские самолеты и танки расстреливали колонны с таджикскими беженцами на Памир с воздуха и земли. Через год в горах появились таджикские партизаны-повстанцы-моджахеды с оружием, добытым в Афганистане. И самолеты, вертолеты и танки РФ начали падать на землю и взлетать на воздух. Никто не верил такой перемене, но обуглившееся железо с российскими орлами в Припамирье показала Елена Масюк в своем репортаже НТВ.

На пресс-конференции в Кремле я спросил у Ельцина: «Зачем российские солдаты погибают в Таджикистане?» И Ельцин впервые публично громогласно сказал, стуча по столу: «А я говорил Рахмонову, Эмамали, ты давай это заканчивай!.. Эмамали, находи общий язык с оппозицией!..» Рассказывают, что у Рахмонова был приступ. Ельцин называл вчерашнего колхозника Эмомали Рахмонова — Эмамали Парамонов или коротко — Парамон, Парамоша. А ОТО — объединенную таджикскую оппозицию — объединенной таджикской композицией. Но я не об этом. Хотя и об этом тоже.
Мы в Душанбе слишком верили Москве, в благородство, верность слову, добрую волю «старшего брата». И в 1997 году нам помогли заключить мир в Кремле… И снова нае@., надули.
Россия по Соглашению, подписанному таджикскими сторонами, стала гарантом мира в Таджикистане. На бумаге. А в реальности, — гарантом узурпации Парамошей власти уже на 29 лет. Сотни оппозиционеров и представителей гражданского общества: журналистов, адвокатов, блогеров, активистов, — брошены в тюрьмы. Нередко пожизненно. Около 200 тысяч убиты с 1992 года. Сотни тысяч, а вместе с мигрантами 2-3 млн, в политической и экономической соответственно эмиграции. Кто с 1992, кто с 2015 года.
Какие выверты судьбы ждут тех, кто дождется смерти фараона? Какая засада ждёт ещё впереди тех, кто вернётся? Не знаю, но наверняка будет не без этого. Но в любом случае, вот уже 30 лет я солидарен с прекрасным грузинским тостом 30-50-х годов прошлого века: «Чтоб он сдох!»
Чего вам и нам желаю.
И Слава Украине!
Фото: сайт БгиДега
Рубрики:Ахбори Анҷуман, Дидгоҳ, Сиёсат, Таҳлил