Гуфтугӯ

Кабири: Сначала мы поможем Украине победить, а затем свергнем постсоветских диктаторов

Интервью лидера таджикской оппозиции литовскому телевидению Alfa.tv

Различные российские оппозиционные организации собираются и действуют во многих странах, от США до Литвы и Украины. Они часто реализуют совместные проекты и создают площадки для совместной деятельности. 

Однако с диссидентскими движениями других постсоветских стран они почти не работали. Это недавно изменилось.

По инициативе видного представителя российской оппозиции Ильи Пономарева в «Международный антиавторитарный союз» были приглашены самые разные оппозиционные движения, борющиеся против авторитарных режимов не только в России но и на Кавказе и в Средней Азии. 

Такого рода коалиция создается впервые. 

Alfa.lt связался с одним из основателей новой коалиции Мухидином Кабиром, фактическим лидером таджикской оппозиции, проживающей в Берлине. По его словам, все силы, борющиеся с авторитаризмом, согласны с тем, что первым шагом на их пути является победа Украины. 

По словам политика, недооценивается и значение стран Центральной Азии для выживания режима Владимира Путина. 

— Новость о новой коалиции была довольно неожиданной. Раньше их не было. 

— Мы давно лелеем надежду на создание более широкой оппозиционной коалиции на постсоветском пространстве. Борьба с такими монстрами слишком сложна для одного. К сожалению, длительное время оппозиционные силы России не проявляли желания сотрудничать с нами, так как не видели необходимости «пробираться» в Среднюю Азию. Я бы не сказал, что на нас смотрели свысока, но, по крайней мере, очень настороженно. 

Я думаю, что война в Украине изменила ситуацию. Было понимание, что с нами стоит сотрудничать, потому что В. Путин ищет поддержки и среди среднеазиатских диктаторов. Таким образом, мы получили приглашение присоединиться к широкой новой коалиции, и эту инициативу поддержали не только мы, таджики, но и туркменские, казахские и киргизские оппозиционеры. 

— Появляется все больше информации о том, что режимы Центральной Азии поддерживают Москву и помогают обходить международные санкции. Какую помощь ищет В. Путин в регионе и конкретно в Таджикистане? 

— У президента Эмомали Рахмона большой опыт обхода санкций. Он сделал это с иранцами. Был случай, когда несколько миллиардов иранских нефтедолларов «прибыли» в Таджикистан, где их должны были «отмыть» в виде инвестиций. У бизнесмена, принесшего деньги, позже возникли проблемы с иранскими властями, и Э. Рахмон просто украл эти деньги. 

Думаю, что В. Путин тоже заинтересован в таких «услугах». Хотя, конечно, ему придется быть осторожным. В июле Путин посетил Таджикистан и, насколько известно, обсуждались 3 вопроса: Афганистан, санкции и Украина. Информация пока не подтверждена, но мы слышали от наших источников о договоренности о продаже российского золота через Таджикистан, что Москва не может сделать самостоятельно из-за санкций. Разумеется, Э. Рахмон получит за это щедрое вознаграждение. 

— Таджиков вербуют воевать на стороне России? 

— Недавно в Таджикистане была создана частная военная структура, которая, насколько нам известно, начала вербовку людей. У нас нет подтверждения, что их отправляют именно в Украину, а куда еще? Ответ говорит сам за себя. 

Можно точно сказать, что Россия активно пытается вербовать проживающих в России граждан Таджикистана, которых очень много. Режим Э. Рахмона делает вид, что выступает против, но мы считаем, что на самом деле он поддерживает действия России. 

Кстати, некоторое время назад Рахмон открыто жаловался, что он «все делает» для Путина, а тот ни за что его не благодарит. Он почти признался, что поддерживает русскую войну и воздержался от этих слов в последний момент. 

— Таджикистан поставляет оружие в Россию? 

— Опять же, мы не можем подтвердить слухи о том, что иранские беспилотники летят через нашу страну в Россию, но и не исключаем такой возможности, поскольку год назад в Таджикистане торжественно открыли завод по производству иранских беспилотников. Вполне вероятно, что он может производить оружие для России. Кроме того, недавно Иран объявил, что запрещает Таджикистану использовать иранские беспилотники в конфликте с Кыргызстаном. Так что эти дроны есть. 

— Ваш новый партнер Илья Пономарев утверждает, что возглавляет российскую вооруженную борьбу против режима, и многие видные российские оппозиционеры относятся к этому настороженно. Однако вы решили присоединиться к его коалиции. 

— Должен признаться, некоторые русские друзья предупреждали меня, что Пономарев — фигура неоднозначно оцениваемая. Я все это понимаю, но это он предложил нам объединить усилия. Не Гарри Каспаров или Михаил Ходорковский, а именно Илья Пономарев. Во-вторых, я считаю, что что-то изменить в России или в Центральной Азии можно только конкретными действиями. В то время значительная часть российской оппозиции по-прежнему считает, что YouTube-шоу и оппозиционных форумов достаточно. Они ничего не изменят таким образом. 

Отмечу также, что к Пономареву присоединились многие известные российские деятели: Владислав Гудков, Андрей Иларионов, Марк Фейгин и другие. Мы, безусловно, открыты для сотрудничества со всеми российскими оппозиционными силами, но пока только эта группа протянула нам руку дружбы. 

— У вас уже есть план действий? Что будет делать ваша коалиция? 

— В первую очередь мы должны помочь Украине победить. Второй шаг — помочь России освободиться и стать демократическим государством. И тогда мы ожидаем, что Россия поможет сделать то же самое в странах Центральной Азии. Победа украинцев как минимум вселит в моих соотечественников веру в то, что мы можем победить. Мы уже активно работаем с таджикской общиной в России и убеждаем людей не воевать на стороне России. Мы учим людей, как избежать мобилизации. 

В то же время мы ведем переговоры с Украиной, чтобы обеспечить права таджиков, которые могут быть взяты в плен. Мы не агитируем соотечественников идти в украинскую армию, но и не против. Мы просто не создаем какие-то национальные воинские формирования. В любом случае, правда на стороне Украины, и если человек уже решил идти на войну, он обязательно должен стать на сторону Украины. 

— Вы говорите о победе Украины. Но будем честны — победа Украины в войне не означает, что все авторитарные режимы автоматически падут. Вам придется сделать это самостоятельно. 

— Я полностью согласен с этой точкой зрения. Иногда я действительно слышу эйфорические предсказания, которые не сбудутся — кремлевский режим не рухнет только из-за поражения в войне. Однако я думаю, что после победы украинцев бороться с авторитарными режимами будет легче и быстрее. Люди в других странах более склонны верить, что диктаторов можно свергнуть. Многие в странах Центральной Азии до сих пор не верят, что можно противостоять режиму В. Путина. Победа украинцев станет для них открытием и покажет им, что даже малые народы могут победить, если они достаточно храбры.

Паём

Рубрики:Гуфтугӯ, Сиёсат

Помечен как:,

Оставьте комментарий