Темур Варки, председатель Форума свободомыслящих Таджикистана (ФСТ), в специальном интервью коррреспонденту сайта Озодандешон, отмечая необходимость создания демократического светского устройства в Таджикистане сказал: “Если мы хотим, чтобы Таджикистан не потерял своего суверенитета, не прекратил своего существования, не утратил своего уникального шанса на жизнь… Если мы хотим, чтобы Таджикистан не был поглощён или продан, не хотим, чтобы он стал местом постоянной битвы и вражды и превратился в пустыню, откуда все бегут, то демократический и светский строй — лучшее средство и лекарство от всех этих бед”.

Полный текст интервью вашему вниманию:
Озодандешон: Мой первый вопрос таков: кто и как вас избрал председателем Форума свободомыслящих Таджикистана (ФСТ)? Кто был вашим предшественником? Он подал в отставку?
Темур Варки: Когда мы создавали ФСТ, нас было 5 сооснователей: Равшан Темуриён, Алим Шерзамонов, Хаким Раббинпур, Сайидюнус Истаравшани и ваш покорный слуга. Вопрос о руководстве был решен так, что 5 сооснователей естественным образом создают Совет ФСТ, который и является по факту высшим органом, где все вопросы решаются коллегиально. То есть, 5 сооснователей и они же 5 сопредседателей. Поэтому официально до сегодняшнего дня в ФСТ не было выборов председателя. Тем не менее было принято решение о делегировании Советом ФСТ Алиму Шерзамонову права представлять Форум во внешних контактах, в том числе при создании коалиции — НАТ.
Выборы председателя Совета ФСТ стало предложением Алима Шерзамонова на одном из последних собраний. В ходе обсуждения я предложил утвердить официально кандидатуру Алима Шерзамонова в качестве председателя и лидера ФСТ, но Алим взял самоотвод, аргументировав своё решение необходимостью ротации и перемен. В качестве ответного предложения он выдвинул мою кандидатуру. Для меня было совершенно неожиданным это, как и то, что все члены совета стали настаивать на том, чтобы я согласился с их решением. Я не думал становиться председателем. Меня устраивала роль равного среди равных. Считаю, что принцип коллегиальности при принятии решений и впредь должен быть основополагающим в ФСТ.
Озодандешон: В конце последнего заявления ФСТ сказано: “В нынешних условиях общество Таджикистана нуждается в политической силе, представляющей светское общество Таджикистана и способной с окончанием нынешнего диктаторского режима построить свободное демократическое светское государство”. Не могли бы вы раскрыть этот посыл несколько шире, поскольку в сознании многих граждан Таджикистана слово “светский” нередко приравнивается к “антирелигиозный”. То есть, действительно ли вы хотите построить антирелигиозный строй в Таджикистане? Такова ли ваша цель?
Темур Варки: Если мы хотим, чтобы Таджикистан не потерял своего суверенитета, не прекратил своего существования, не утратил своего уникального шанса на жизнь… Если мы не хотим, чтобы Таджикистан был поглощён или продан, стал местом постоянной битвы и вражды, превратился в пустыню, откуда все бегут, то демократический и светский строй — лучшее средство и лекарство от всех этих бед.

Если мы хотим добра своей родине, земле своих предков, где покоятся наши святые мазоры, если мы хотим добра и мира своему народу, если мы хотим, чтобы наше государство развивалось, расцветало, становилось жизнеспособным и конкурентным среди других стран, перед бедами, угрозами существованию страны, перед мировыми и региональными катаклизмами, мы должны признать, что демократия и светский путь развития — это лучший способ стать крепким и прочным кораблем Нуха (с тадж. — ковчегом Ноя — ред.) перед всеми угрозами. Пусть на этом корабле найдется место всем, самым разным представителям нашей страны, где они бы жили в мире и согласии.
Давайте представим себе наш путь в будущее, наш способ движения. Чтобы построить большой дом для большой дружной семьи, нам нужна дорога, путь развития, по которой мы будем возить стройматериалы и ездить на работу, в школу, в университет, в театр, на стадион, где играет “Памир” Душанбе и “Реал” Мадрид. Если на этой дороге не соблюдают правил дорожного движения, мы ни дом не построим, ни на работу не доедем, ни в школу, ни в университет, ни в театр, ни футбол наш ничего не достигнет.
Демократия и светское устройство — это чёткие правила дорожного движения, где прописано, кто и где и с какой скоростью должен ехать, по какой линии, когда у тебя приоритет движения, а когда ты должен уступить дорогу и подождать, если стоит запрет и красный свет. Разве правила дорожного движения противоречат религии, Богу? Кто разумный может подобное утверждать? Отсутствие демократии и порядка — это наши душанбинские дороги, — где властвует право храпа, корочки, должности, крыши, большого дяди за спиной. Но мы часто становимся свидетелями, как сынки высокопоставленных слуг народа на своих “украденных честным трудом” автомобилях убивают на дорогах простых смертных и не несут никакой ответственности. Штраф несколько сомони, столько заплатил сынок Хукумова, родственник диктатора и узурпатора власти Рахмона. При светском и демократическом устройстве такое невозможно. У всех равные права, никто не имеет права ущемлять другого не только на бумаге. Суд независим от власти, как светофор и камера наблюдения. Пресса независима от власти как регистратор скорости движения и нарушений правил движения.
Я считаю, что в таджикском обществе должен сформироваться новый общественный договор: Мы все соблюдаем правила движения, чтобы вместе невредимыми при взаимопомощи добраться и довезти наших детей и внуков до светлого будущего своей страны. То есть, выбор демократического и светского устройства страны при равноправии всех со сменяемостью и ротацией руководства — это выгодно всем, это прагматизм. Прагматизм — это основа любого дела, любого бизнеса, любого развития. Тот, кто выбирает такой способ движения по дороге, у того и дороги скоростные как автобаны Франции с 130 км в час, и экономика передовая, и уровень жизни высокий, наука, культура, спорт, безопасность, — все на высоте. Разве случайно, что светская демократическая Франция и Европа так привлекают беженцев из несвободных, в том числе диктаторских и исламских стран? Разве это не доказательство преимущества такого устройства и самой Божьей воли?
Я слышал от некоторых наших земляков, бежавших в Европу, что нам в Таджикистане не нужна демократия и секуляризм, потому что мол “демократия — это диктатура меньшинства”. Некоторые борются с одной диктатурой, чтобы навязать и установить другую, породить новую волну беженцев и похоронить страну в руинах, чтобы её по кусочкам разобрали и поглотили соседи.
Чтобы избежать этого, нужно всего лишь договориться об общих правилах игры, об обязательных для всех правилах дорожного движения. Сегодня, к примеру, таджикские политические беженцы в Европе — меньшинство. Но здесь в Европе созданы такие условия развития для представителей всех вероисповеданий, наций и рас, где это меньшинство чувствует себя как у Бога за пазухой. Разве то, что нас, таджиков, противников антидемократической диктатуры Эмомали Рахмона, приняла и защитила Европа, дает нашим детям бесплатно лучшее в мире образование, где мы чувствуем себя защищенными, разве это противно Богу? Для глухих и слепых сам Аллах говорит, есть способ, есть путь, который создает условия, при которых всем хорошо, все живут в мире и процветании.

Я однажды услышал от одного бывшего советского мусульманина — беженца во Франции: “Вот мы приехали, теперь построим тут исламский рай”. Я был в шоке. Ты бежал из ада в рай, дорогой! Твоё дело не исправлять рай на ад, а построить такой же рай у себя на родине. У многих наших постсоветских людей — тоталитарное мышление. Мозги менять надо, просветления достигать в голове путем наблюдения, сопоставления, анализа, молитвы и благодарения Аллаха за испытания и убежище. Можно сравнить тот путь, который нам предстоит, с хождением по канату, по проволоке. Канатоходцу над пропастью или между небоскребами самое главное — не потерять равновесия в его срединном пути.
В Европе народ и выборы играют роль этого баланса. Сегодня шаг вперед правой ногой, завтра — левой. Сам народ исправляет перекосы, но при соблюдении правил взаимоуважения. Демократия — это не вседозволенность, это наоборот, это свобода, помноженная на ответственность всех перед всеми. Здесь ответственность и самосознание выходит на первый план. Ответственность и уважение и соблюдение права каждого. Большинства перед меньшинством, каждого перед каждым. Таким образом, где никто не чувствует себя меньшинством, а чувствует себя равным перед законом и обществом.
Вот поэтому я считаю, что срединный демократический и светский путь — оптимальный и идеальный путь развития для Таджикистана и всей постсоветской Центральной Азии. Все помнят цитату Черчиля: “Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных, которые пробовались время от времени.”
Озодандешон: Есть ли что-то ещё в деятельности вашей организации кроме выпуска заявлений? Или иначе скажем, какие ещё иные виды деятельности осуществляет ваш Форум, если они есть?
Темур Варки: Наш Форум выпустил не так много заявлений. И это я считаю не плюсом, а минусом. Теперь, надеюсь, мы станем делать заявления по важнейшим вопросам чаще. Первые годы деятельности наши усилия были направлены на формирование коалиции и выработки совместной стратегии в составе оппозиционного Национального Альянса Таджикистана. Поэтому мы не выступали с отдельной программой и отдельными заявлениями. ФСТ был и остается активной и значительной частью деятельности НАТ.
Поэтому мой ответ, мы были и остаемся активной частью оппозиции диктаторскому антидемократическому узурпаторскому режиму Эмомали Рахмона в составе НАТ. Мы находимся в одной лодке и гребем синхронно и согласованно вместе со всеми членами НАТ к нашей цели, — построению справедливого и стабильного Нового Таджикистана.
Если вы спросите, в чем отличие нашей позиции как светской демократической организации от тех кругов, которые атакуют НАТ, но тоже называют себя оппозицией режиму, я могу ответить более развернуто ниже. Но если вернуться к Вашему вопросу, то мы, как все люди, прежде всего должны заботиться о своем жизненном благоустройстве в чужой стране с нуля. Это занимает основное время и основные усилия.
Наша организация — это содружество на общественных началах. Нас никто не финансирует. Мы сами создали и сами оплачиваем и поддерживаем наши свободные СМИ. Мы создали две сайта: официальный сайт нашей организации Ozodandishon.org и сайт сатирического журнала политических карикатур BgiDega.
Вкратце скажу, главная наша активность сегодня — это слово и мнение. Мы активны в социальных сетях и в Ютюбе, мы выступаем на конференциях ОБСЕ по правам человека, мы проводим в Европе пикеты и митинги в защиту демократических ценностей, попираемых диктаторским режимом Рахмона.
Мы выступаем в защиту прав наших трудовых мигрантов в России.
Мы поддерживаем справедливую борьбу Украины и украинского народа за право на жизнь, за свою независимость и территориальную целостность против захватнической империалистической войны и геноцида со стороны фашистского диктаторского режима Путина.
Мы призываем таджиков не участвовать в этой неправедной войне, особенно на стороне оккупанта. Мы объявили о расширении и активизации нашей организации и будем думать о создании и укреплении материальной базы и поддержки нашей организации, о новых правозащитных и информационных проектах.
Озодандешон: Представим, что НАТ победил и сформировал в Таджикистане правительство. Что в этом случае будет делать ваш Форум? Останетесь ли вы в составе НАТ или ваши пути разойдутся?
Темур Варки: Сейчас мы должны отдавать себе отчёт в том, что было и что есть на данный момент. Мы не можем сегодня предсказать того, что произойдет завтра, даже того, что будет через мгновение. Но уверен, что крах диктатуры Рахмона неминуем.
В самом обществе и в структурах власти есть здоровые силы, которым понадобится широкая общественная поддержка. Это предмет переговоров и компромиссов. Я всегда сторонник компромиссов ради общего блага страны и наших граждан. Как говорят в Одессе, будем посмотреть.
Но в любом случае опыт показывает, что в составе НАТ мы в большинстве случаев пока можем находить взаимопонимание и взаимоуважение интересов разных частей нашего общества. Это ценный опыт. Надеюсь, это сохранится.
Как я уже сказал выше, срединный путь — путь баланса между крайностями — это единственно верный и спасительный путь для Таджикистана и оптимальная модель для других постсоветских стран Центральной Азии.
Озодандешон: Последний вопрос. Он может показаться вам странным. Не будет ли лучше вам как Форуму свободомыслящих находиться внутри самого Таджикистана и осуществлять свою деятельность там, чтобы как того требуют правила, ваш Форум был официально зарегистрирован в Таджикистане? Пусть вопрос вам покажется немного странным, но каков ваш взгляд на такую перспективу как главы ФСТ?

Темур Варки: Интересный вопрос, конечно. Вы правы, такая организация, как наша, должна действовать в здоровом государстве при здравомыслящей власти. Но более 30 лет у власти временщики, которые не думают о будущем народа и страны, а думают о будущем своего кармана и кармана своей семьи.
Проблема в психологии правящего клана, который по традиции думает, что любая критика смертельно опасна для их кармана и капитала. Но если капитал уже работает на благо страны, новая разумная политическая сила не будет ломать то, что работает.
Сознание в обществе и в правящих верхах по-прежнему тоталитарное и экстремистское. Любая критика и конкуренция воспринимается враждебно, как экзистенциальная угроза, то есть, угроза жизни и благосостоянию. Поэтому такие как Зайд Саидов и Далери Имомали в тюрьме. Это свидетельство экзистенциального страха вора и убийцы перед светом. И это свидетельство тоталитарного мышления. Но так быть не должно.
Разные развитые страны давно прошли этот этап, когда потомки бывших пиратов или бывших властителей прошли через амнистию капиталов и имущества. Мы не обязаны повторять большевистский подход “весь мир насилья мы разрушим до основанья…”, а затем построим на развалинах такой же новый мир насилия. Нет, это не тот подход, который я выбираю.
Несомненно вопиющие нарушения закона должны получить свою оценку, но никаких экстремистских и радикальных экспроприаций капиталов я бы не приветствовал, при условии, что этот капитал будет работать на благо страны и улучшения благосостояния граждан.
К чему я это говорю? К тому, что сегодня наше, ФСТ, возвращение на родину невозможно. Для начала должны быть выпущены на свободу, реабилитированы Зайд Саидов и возвращено его имущество. Должны быть освобождены политические узники, такие как Махмурод Одинаев, Шокирджон Хакимов. Должны быть освобождены все адвокаты, в первую очередь Бузургмехр Ёров, Нуриддин Махкамов, Фаромуз Эргашев. Должны быть освобождены журналисты и писатели: Абдукодири Рустам, Далери Имомали, Абдулло Гурбати, Завкибек Саидамини, Абдусаттор Пирмухаммадзода, Улфатхоним Мамадшоева, а также десятки ни в чем не виновных бадахшанских активистов. Наконец, должны быть освобождены оболганные лидеры ПИВТ, Махмадали Хаит и остальные.
Первый шаг к переговорам, которые нынешние власти рано или поздно будут вынуждены вести с оппозицией — это амнистия репрессированных и прекращение политических репрессий инакомыслящих.
Есть существенное отличие позиции ФСТ от так называемой “оппозиции оппозиции”, которая на самом деле является прокси диктаторского режима Рахмона и его КГБ в Европе. Это те, кто вместо того, чтобы бороться с режимом, борются с оппозицией. Они повторяют один и тот же посыл-мессидж режима, который звучит так: “мы построим светлое будущее без вас”, “мы хотим, чтобы вас не было” и наконец, лозунг этого ОО (Это 00 напоминает нечто, не так ли?), их лозунг: “Мы хотим демократию без вас”. Вот это «пусть вас не будет, тогда мы построим светлое будущее» не то, что ни в одни демократические ворота не влезает, но попахивает фашизмом и большевизмом. Этот подход подразумевает лишение гражданских прав значительной части общества, переводит их в разряд людей второго сорта, а «чтобы вас не было» прямо подразумевает массовое истребление, репрессии, посадки, изгнание. И чем же этот подход так называемой «оппозиции оппозиции» отличается от практики диктатора Рахмона?
Это коренное отличие позиции нашего ФСТ от позиции 00. Они называют лидера ПИВТ и НАТ Мухиддина Кабири огромным валуном на дороге и просят и умоляют его самому уйти с пути так называемой демократии, которая ничем не отличается от диктатуры Рахмона. Мухиддин Кабири очень неудобная для Рахмона и его марионеток и агентов фигура.
Наша позиция в корне иная. Мы не говорим нашим критикам “пусть вас не будет”. Пожалуйста, создавайте свои платформы и процветайте. Мы провозглашаем: “Да цветут все цветы в нашем саду”. Демократии “без вас” не бывает по определению. Да, наше общество неоднородно. В нем есть религиозные радикалы-экстремисты игиловского толка, но и светские радикалы-экстремисты сталинско-нацистского толка. По моему представлению, Рахмон и прокси его спецслужб, типа 00, находятся в общем крайне правом светском нацистском крыле. Это опасно для страны, потому что маятник дойдет до края и его понесет в другую крайность.
Для такой сложной страны, как Таджикистан, нужен прочный и надежный центр тяжести.
Мне просто смешно это слышать. Это как в анекдоте про революцию 1917 года в России, когда одни выступали за то, чтобы не было бедных, а другие выступали за то, чтобы не было богатых.
Сегодня Рахмон и его 00 выступают за то, чтобы не было реальной оппозиции их беспределу и издевательству над народом. Но демократия — это совместный труд и сад. Мы боремся за ваши права ровно также, как за свои собственные. Вот что такое демократия и светский уклад, за который мы выступаем. Хотите договариваться на принципах демократии и светскости, наши двери для вас всегда открыты.
Озодандешон: Большое спасибо за беседу и удачи вам!
Рубрики:Ахбори Анҷуман, Гуфтугӯ


1 ответ »