Ҳуқуқи башар

Фарход Одинаев: “Призываю международное сообщество уделить больше внимания защите не только самих политических беженцев, но и их семей”

Выступление Фархода Одинаева на конференции ОБСЕ БДИПЧ 2 октября 2024 г.

Уважаемые коллеги,

В своем сегодняшнем выступлении, я бы хотел коснуться вопросов, напрямую касающихся беженцев и перемещенных лиц, в частности политических беженцев, преследуемых в странах их происхождения. Они сталкиваются со многими проблемами, но есть несколько моментов на которые хотелось бы обратить особое внимание.

Прежде всего, я хочу подчеркнуть использование государствами международных механизмов для преследования своих граждан за границей. Республика Таджикистан активно применяет транснациональные инструменты, такие как «красные уведомления» Интерпола, для преследования политических беженцев. Этот механизм уже на протяжении многих лет используется для охоты на людей, покинувших страну в поисках убежища, особенно в странах Европейского Союза. Снять «красное уведомление» — это сложный и продолжительный процесс, который может длиться неделями и месяцами, в то время как беженцы не всегда имеют доступ к правовой помощи. В некоторых случаях депортация происходит еще до завершения рассмотрения их дела, что фактически ставит их свободу и безопасность под угрозу.

Например, недавно правительство Таджикистана запросило экстрадицию Ситорамо Иброхимовой, объявив ее в международный розыск через Интерпол «по сфабрикованным обвинениям». Правозащитники, в том числе и наша организация, обращались к властям Бельгии не выдавать Ситорамо Ибрагимову Таджикистану.

Вина ее заключается только в том, что она является женой преследуемого в Таджикистане активиста, Муродали Халимова. В 2023 году его выкрали с территории Украины и приговорили на родине к 23 годам тюремного заключения.

В последние годы европейские власти депортировали в Таджикистан некоторых других активистов, в том числе Абдулло Шамсиддина, Билола Курбоналиева и Фарруха Икромова.

Абдулло Шамсиддин, сын Шамсиддина Саидова, одного из активистов запрещенной в Таджикистане партии исламского возрождения, приговорен к 7 годам лишения свободы, а член политического движения «Группа 24» Билал Курбаналиев приговорен к 10 годам лишения свободы.

Ранее в 2020 году Хизбулло Шовализода был выслан из Австрии в Таджикистан, а уже 12 июня решением Верховного суда страны приговорен к 20 годам лишения свободы. При этом, Верховный суд Австрии постановил, что решение австрийских властей об отказе в предоставлении убежища Хизбулло Шовализода и согласие на его высылку из страны являются незаконными. К сожалению для Шовализода решение Верховного суда Австрии не изменит ситуацию, но его пример должен изменить подход к другим подобным делам.

В связи с этим, я обращаюсь к международным организациям и государствам-членам ОБСЕ с требованием усилить защиту прав политических беженцев. Нужно создать более прозрачные процедуры для оспаривания «красных уведомлений» и укрепить правовые гарантии для лиц, ищущих убежище.

Мы также наблюдаем тревожную тенденцию — западные демократии, все реже прислушиваются к рекомендациям правозащитников, и вместо этого предпочитают сотрудничество с авторитарными режимами по вопросам беженцем. Они депортируют и высылают политических беженцев в страны, где у активистов нет ни малейшей надежды на справедливый суд. В 2022 году, к примеру, представители миграционной службы Германии организовали встречи беженцев с представителями посольства Таджикистана, что грубо нарушает международные нормы. Беженцев допрашивали представители властей страны, от которой они бежали, что является недопустимым и создает серьезное давление на соискателей убежища. В некоторых случаях соискателей передают властям Таджикистана даже тогда, когда им был выдан документ о временной защите.

В связи с этим, я призываю Европейский Союз и другие страны усилить контроль над процедурами предоставления убежища. Государства должны гарантировать, что никакие репрессии и давление на соискателей убежища не происходят на их территории.

Отдельно хочу подчеркнуть вопрос преследования родственников политических беженцев, остающихся в Таджикистане. Репрессии в отношении семей тех, кто осмеливается критиковать правительство, становятся все более изощренными: увольнения с работы, вызовы на допросы, постоянные проверки и даже отключение жизненно важных услуг, таких как электричество. Например, в октябре 2023 года власти Таджикистана отключили электричество в домах некоторых оппозиционеров, включая дом моей матери. Она, будучи пожилым человеком, вынуждена была покинуть страну. Это лишь один из примеров того, как власть вынуждает семьи оппозиционеров покидать свои дома и родину.

Я призываю международное сообщество уделить больше внимания защите не только самих политических беженцев, но и их семей, оставшихся в странах происхождения, и оказывать давление на правительства, чтобы они прекратили практику репрессий в отношении близких активистов.

Спасибо за внимание.

Рубрики:Ҳуқуқи башар

Помечен как:

Оставьте комментарий